Зачем нужна домашняя работа? Почему нельзя работать только в классе? — Журнал Английской школы

Зачем нужна домашняя работа? Почему нельзя работать только в классе?

Екатерина Монахова
Основатель и руководитель Английской школы
Домашняя работа

Может показаться, что выполнение домашних заданий — всего лишь трата времени на повторение того, что было сделано в классе. Когда я рассказывала вам “О часах и программах”, я вкратце затронула эту тему. 

Я говорила о том, что, как правило, покупая только «пакет» часов без нацеленности на долгосрочную работу, ученики предполагают, что принимают “волшебную таблетку” в виде знаний, тем самым снимают с себя ответственность за собственный рост и не работают дома.

К сожалению (или к счастью?) “волшебной таблетки” не существует. Домашнее задание — это важнейший этап развития самостоятельных учебных умений ученика, а также смежных навыков.

Пять видов пользы

Несомненно, регулярное выполнение домашней работы помогает детям развить навыки и умения:

  1. Способность добывать информацию из самых разных источников: словарей, справочников, пособий, интернета.
  2. Проведение исследовательской работы, то есть умение анализировать информацию, строить гипотезы, проводить сравнения и сопоставления.
  3. Воспитание воли, собранности и усидчивости.
  4. Распределение времени.
  5. Воспитание самостоятельности и ответственности.

Известные психологи и педагоги Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов (также смотрите «система Эльконина–Давыдова«) так сформулировали свой подход к домашним заданиям:

«Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Сколько нужно заниматься дома?

С учетом психических и физических аспектов развития детей разных возрастов, продолжительность домашней работы будет примерно следующей:

Это время, необходимое для выполнения домашнего задания по всем предметам. Как распределить его и сколько потратить на английский, зависит от конкретных условий. 

Взрослые люди, как правило, сами понимают, сколько времени им нужно: они уже могут где-то ускориться, где-то замедлиться, возможно, даже что-то пропустить, если какое-то задание не кажется им актуальным. Но подчеркну, что эти навыки, вероятно, были выработаны еще в школе.

Как заниматься дома?

Конечно, важно быть отдохнувшими и более-менее расслабленными, чтобы информация в голове «улеглась», и появилось желание узнавать что-то новое, поэтому любимый многими студентами способ подготовки к экзаменам накануне ночью может привести к неприятным результатам.

Также важно, чтобы ученик не воспринимал домашнюю работу как обузу. Создайте для этого условия: организуйте эргономичное рабочее место, комфортную обстановку, не ругайте ребенка и не сравнивайте его успехи с успехами других детей.

Помогать или нет?

Многих родителей волнует вопрос, а стоит ли помогать ребенку с домашними заданиями. Здесь мнения психологов, в целом, сходятся. 

Процитируем Ю. Б. Гиппенрейтер:

«Согласитесь, родители, которые готовят уроки за своих детей или «поступают» вместе с ними в вуз, в английскую, математическую, музыкальную школы, очень похожи на таких горе-провожающих. В своем эмоциональном порыве они забывают, что ехать-то не им, а ребенку. И тогда тот чаще всего «остается на перроне».

М. А. Лабковский:

«Из детей, с кoторыми делали уроки, вырaстают взрослые, кoторые ни за что не отвечают».

Помогайте, но только тогда, когда ребенок вас об этом попросит, или вы сами увидите, что помощь ему необходима.

Когда ребенок взрослеет, его зона ответственности должна увеличиваться, равно как и зона доверия: он знает, что есть дела, которые вы не проверяете, но он всегда может к вам обратиться, если поймет, что не справляется сам.

В Английской школе мы стремимся преподносить материал так интересно и подробно, что домашнее задание будет только в радость, и вам захочется узнавать всё больше и больше. Приходите учиться к нам. Мы подберем для вас программу, которая позволит успешно совмещать другие дела с качественным и долгосрочным обучением.

Читайте также в Журнале Английской школы

С какого возраста начинать изучение иностранного языка?

С какого возраста начинать изучение иностранного языка?

Действительно ли раннее обучение — самое эффективное? Когда дети наиболее восприимчивы к языку? Подскажет Малика Харламова.
Родителям
10 февраля
Шведский стол по-английски

Шведский стол по-английски

Сегодня поговорим о словосочетаниях, которые содержат отсылку к той или иной национальности, однако в действительности не всегда с ней связаны.
Культура
20 мая
11 признаков высокого интеллекта

11 признаков высокого интеллекта

Тесты на определение уровня интеллекта — IQ — проводят и в компаниях, и в школах по всему миру. Этот показатель напрямую связан с обучаемостью и успешностью в карьере.
Образование
7 апреля
Поделитесь:  
Обновлено: 3 января