Период молчания: когда я заговорю? — Журнал Английской школы

Период молчания: когда я заговорю?

Екатерина Монахова
Oснователь школы английского языка
Silent period

Есть один вопрос, который волнует большинство изучающих иностранный язык: “Когда я наконец-то заговорю?”

Вообще, процесс овладения вторым языком состоит из пяти этапов: Период молчания, Ранний период производства, Период появления речи, Промежуточный период производства и Расширенный период производства.

Несмотря на то, что существует множество исследований этих пяти этапов, вероятно, наиболее непонятым, игнорируемым или даже неизвестным как учителям, так и ученикам является самый первый — Период молчания, или Silent Period — о котором я и расскажу в этой статье и заодно попутно отвечу на вопрос.

Что же такое период молчания?

Первый этап процесса овладения языком логично называется Периодом молчания потому, что ученики еще мало разговаривают. У разных учащихся этот период может быть короче или дольше и занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от количества иностранного языка, с которым ежедневно сталкивается учащийся.

Например, у иностранца, живущего за границей и весь день окруженного новым языком, может получиться более короткий период молчания, чем у ученика в его родной стране, который посещает школу, где второму языку уделяется четыре или пять часов в день. В свою очередь, период молчания у этого ученика может быть значительно короче, чем у ученика, изучающего второй язык всего два часа в неделю. Таким образом, становится ясно, что оценить длительность этого периода почти невозможно, потому что она зависит от многих личных и индивидуальных переменных, которые вступают в игру.

Основная характеристика этого этапа заключается в том, что после некоторого первоначального знакомства с языком учащийся способен понять гораздо больше, чем сказать. Представьте, как учатся говорить двухлетние дети. Вы можете разговаривать с ними как обычно, и они определенно поймут, что вы говорите. Однако даже если бы они захотели воспроизвести всё то, что вы сказали, то не смогли бы. Они использовали бы некоторые из ваших слов, но не выразили свои идеи таким же организованным способом, несмотря на то, что они понимают каждое сказанное слово.

А теперь представьте, что вы читаете сложную статью по экономике. Вероятно, вы многое поймете. А что если вас попросят воспроизвести написанное? Наверняка вы предпочтете использовать общие фразы и более простые объяснения, избегая терминов и профессионализмов.

Именно так и “работает” Период молчания: мы многое впитываем, но воспроизводим пока с трудом, а осознание идет впереди производства. Прежде чем что-то сказать на иностранном языке, ученик должен до конца понять, что говорить и как. Ошибки неизбежны, так как ученик делает самые первые шаги в новой деятельности. Артикуляционный аппарат настраивается на воспроизводство незнакомых и новых звуков, а грамматика пока не отработана до автоматизма. Все это “тормозит” появление речи.

Чем старше ученики, тем больше они могут бояться допустить ошибку (мы подробно рассказывали об этом здесь), а также стесняться из-за акцента.

Важнейший этап процесса изучения языка

Мне кажется важным напомнить о Периоде молчания как ученикам, так и учителям, потому что порой о нём как будто забывают. Может казаться, что прогресса от занятий нет, возникает стресс и ощущение, что и ученики, и учителя не могут достичь своих целей.

Случается, что учителя не знают о существовании этого этапа, и их комментарии в отношении успеваемости могут привести к непреднамеренным пагубным последствиям для самооценки учеников: «Мы изучаем материал уже более двух месяцев. Мы упражнялись, много повторяли, воссоздавали ситуации из реальной жизни, но всё впустую! Аудирование делают прекрасно. А говорить никак не начнут».

Просто дайте ученикам больше времени! А пока они не могут изъясняться словами, просите их нарисовать то, что они хотят сказать, или изобразить жестами. Поддержите их.

Ученики, в свою очередь, тоже могут немного “расслабиться” и начать получать больше удовольствия от процесса обучения, зная, что рано или поздно при систематическом подходе у них обязательно будет прогресс.

Читайте также в Журнале Английской школы

What is DEW?

What is DEW?

The grass is wet, but it didn't rain?! — It's called DEW!
Культура
2 ноября 2018 года
Почему нерв

Почему нерв "веселый"?

В том, что ударяться локтями так больно, виноват «весёлый нерв», который называется по-латыни humerus, что очень похоже на английское слово!
Культура
1 февраля 2020 года
5 причин не бояться ошибок

5 причин не бояться ошибок

Несмотря на то, что все мы совершенно разные, нас кое-что объединяет. Это страх совершить ошибку. Почему стоит полюбить ошибки?
Образование
7 июня
Поделитесь:  
Обновлено: 6 августа