Про детский язык — Журнал Английской школы

Про детский язык

Татьяна Изотова
Учитель начальных классов
Про детский язык

Кажется, все родители ждут того дня, когда их ребенок, наконец, скажет заветное мама или папа.

А что насчет англоязычных родителей? Отличаются ли первые звуки, слоги и слова британских и американских детей от звуков, которые издают наши дети?

Что же, вряд ли вы услышите от годовалого британца would you be so kind to give me that toy, когда русскоязычные дети говорят просто дай. Как же будет дай на детском английском? Скорее всего, малыш протянет руку и скажет me [cup], что будет означать дай [чашку]. Если же ребёнок захочет сказать на, он сформулирует так: for [Daddy].

Детский язык Данстон

Тем не менее, несмотря на то, что в мире великое множество языков, все малютки до четырех месяцев говорят на одном языке. Так считает австралийская исследовательница и педиатр Присцилла Данстон.

Согласно ее теории, все речевые сигналы новорожденных можно условно разделить на 5 категорий.

  1. Neh / Ня, ни, ню — малыш голоден. Такой звук получается, когда ребёнок воспроизводит сосательный рефлекс, то есть его язык пристаёт к нёбу, как будто у него во рту уже есть мамина грудь или соска.
  2. Owh / Ау, оу, эу — малыш хочет спать. Звуки похожи на зев.
  3. Heh / Хе — малыш сообщает о физическом дискомфорте. Жарко, холодно, нужно поменять подгузник.
  4. Eairh / Иэу — малыш сообщает о газах. Ребенок сжимается от боли и выдает такой сигнал о помощи.
  5. Eh / протяжным звуком Э или И малыш предупреждает, что вот-вот срыгнёт. В пищеводе скапливается воздух, и когда ребёнок рефлекторно его выталкивает, получается такой звук.

И хотя научного обоснования у данного исследования нет, оно, безусловно, небезынтересно.

Этапы развития речи

Однако чем старше становится ребенок, тем проще отличить его «язык» от языка представителей других культур, хотя в большинстве случаев детская речь формируется по одним и тем же законам. Ниже мы расскажем вам об основных этапах ее формирования.

  1. Когда ребенок только родился, он слушает голоса взрослых и звуки, которые его окружают. Часто он предпочитает высокие женские голоса мужским, а также музыку, которую он слышал еще в утробе матери. Ребенок, помимо приведенных в исследовании Данстон звуков, умеет также сообщать о своем состоянии криком, а на третьем месяце жизни издает протяжные негромкие певучие звуки или слоги, и мы скажем, что он начал гулить, а англичане и британцы — что он начал coo.
  1. Гуление усложняется. Вообще, самые первые «слова» можно услышать от четырех-пятимесячного ребёнка. Наши дети скажут агу, а англоязычные — ah goo. Малыши играют с интонациями, громкостью, пробуют все новые и новые комбинации звуков: гн-агн, рн, кхн, aaieee, boo, ahh.
  1. В пять–девять месяцев малыши начинают активно комбинировать гласные с согласными и выдавать тирады из повторяющихся слогов да-да-да-да, га-га-га-га, da-da-da-da, ba-ba-ba-ba, и хотя они похожи на настоящие слова, типа мама и папа (mama, dada), они таковыми не являются, а малыш пока не может соотнести звуки и их значения. На этом этапе русского и британца отличить по-прежнему практически невозможно. Наши дети лепечут, а англоязычные — babble.
  1. В 10 месяцев–1 год появляются первые слова-предложения. Одно и то же слово может выражать и чувства, и желания, и обозначать предмет. Например, мама (mama) — это и обращение, и жалоба. Один слог в слове часто выделяется громкостью и длительностью: именно так закладывается ударение.
  1. В 18 месяцев дети могут сказать несколько простых слов, у которых они часто отбрасывают начало или конец. Например, они могут сказать пи вместо пить, daw вместо dog или noo-noo’s вместо noodle.
  1. К концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь. Малыш объединяет 2-3 слова, например, дай пи (дай пить), Mommy bye-bye или me milk.
  1. К трем годам появляется потребность в словотворчестве. Малыш придумывает свои слова: пальчаткиперчатки, копатка лопатка, window shelf вместо windowsill. Это хорошие примеры того, как малыш овладевает основными закономерностями родного языка. Он начинает понимать абстрактные понятия, такие как сейчас, потом; чувства — весело, грустно, пространственные концепции — внутри, снаружи и т.д.

Как правило, речь полностью формируется в возрасте пяти лет. Если ребенок растет в билингвальной среде, говорить он может начать немного позже сверстников. Подробнее об этом здесь.

Чтобы процесс становления речи проходил более гладко, разговаривайте с ребенком, читайте ему, сами периодически переходите на «детский язык». Эффективность этого метода была неоднократно доказана.

Читайте также в Журнале Английской школы

Зачем детям сдавать Кембриджские экзамены?

Зачем детям сдавать Кембриджские экзамены?

Экзамены по доброй воле?! Наш ответ — да, если это Кембриджские экзамены! А зачем они нужны детям? – Читай подробнее в статье.
Ученикам
Родителям
20 декабря 2020 года
Теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта

Наука утверждает, что существует широкий спектр когнитивных способностей, и какие-то из них в нас развиты больше, чем другие.
Учителям
14 января 2021 года
Поставьте себе цель: зачем Вам изучать английский язык?

Поставьте себе цель: зачем Вам изучать английский язык?

Изучение английского языка открывает перед много новых возможностей. В этой статье мы рассмотрим, почему важно поставить перед собой цели в обучении.
Ученикам
Родителям
10 октября 2023 года
Поделитесь: 
Обновлено: 15 февраля 2022 года