Как выучить английский: 9 популярных методов — Журнал Английской школы

Как выучить английский: 9 популярных методов

OKADIA Team
Поможет выбрать эффективный подход
Как выучить английский: 9 популярных методов

Как здорово было бы овладевать новыми знаниями, не прикладывая никаких усилий, правда? В 1957 году американский маркетолог Джеймс Викари подарил миллионам людей надежду на то, что это возможно! Он заявил, что открыл метод 25-го кадра, который воздействует прямиком на подсознание человека, помещая в его голову нужную информацию.

Джеймс утверждал, что провел эксперимент, в ходе которого зрители одного из кинотеатров в Нью-Джерси вместе с просмотром фильма получали скрытую рекламу «Ешьте попкорн»! Кадра с этой надписью они не видели, ведь человеческий глаз, по теории Викари, способен различать лишь 24 кадра в секунду, а призыв купить попкорн шел «невидимым» 25-м. Джеймс утверждал, что продажи попкорна в кинотеатре выросли на рекордные 50%! Стоит ли говорить, что эксперимент был сфабрикован, а метод 25 кадра позже признал нерабочим даже сам его создатель.

Тем не менее, студенты, желающие найти волшебную таблетку и обмануть свой мозг, долгое время отказывались верить в то, что выучить английский с помощью 25 кадра невозможно, чем охотно пользовались предприниматели и маркетологи.

К счастью, есть немало способов учить английский эффективно и добиваться видимых результатов с помощью методов, доказавших свою состоятельность. Их мы и рассмотрим в этой статье.

PPP (Presentation, Practice, Production)

Метод PPP состоит из трех фаз: презентация (presentation), практика (practice), производство (production).

TRP (Total Physical Response)

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) широко используется при обучении детей.

Как мы учимся говорить на своем родном языке? Копируя родителей! Годовалым малышам сотни раз повторяют «Я бросаю мячик» и бросают его, «Маша есть кашу» и кормят Машу, «Посмотри на меня» и смотрят крохе в глаза. Повторяя действия, мы учимся распознавать, какие слова с ними связаны, и вскоре начинаем произносить их сами.

В обучении иностранному языку методом TRP роль родителя выполняет учитель. Вспомните, как часто в течение урока звучат команды Open your exercise books (Откройте учебники) или Sit down (Садитесь), сопровождающиеся действиями. Разнообразить обучение могут групповые активности, когда студентов просят попрыгать, улыбнуться, показать, как они чистят зубы и завтракают по утрам. Помимо развития обоих полушарий мозга, метод TRP сближает всех участников образовательного процесса и заряжает хорошим настроением.

TBL (Task-based Learning)

TBL — обучение на основе задач. Представьте, что преподаватель дал вам задание — организовать вечеринку по случаю дня рождения вашего однокурсника. Что вы будете делать?

Задания в методе TBL максимально приближены к реальной жизни. Наверное, вам придется сесть и самостоятельно составить меню. Или же выбрать ресторан, позвонить туда и договориться с администратором о банкете и развлечениях, которые понравятся вашему другу. Затем вы напишете всем гостям электронное письмо, указав формат вечеринки, адрес места и предложив лучший транспорт, на котором будет удобно добраться до праздника.

По окончании задания преподаватель сделает акцент на нужной лексике, поможет с раскрытием новой темы и даст обратную связь. Метод TBL отлично работает с уровнями английского от B2 и выше, здорово развивает коммуникативные навыки и готовит студентов к общению в реальной жизни. Прорепетировав базовые ситуации, вроде прохождения собеседований, создания презентаций, покупки машины и визита к врачу, вы будете свободно владеть именно той лексикой и грамматическими конструкциями, которые точно пригодятся в будущем.

CLIL (Content and Language Integrated Learning)

Метод предметно-языкового интегрированного обучения CLIL заключается в том, что студенты осваивают новую дисциплину на иностранном языке. К примеру, вы можете проходить курс программирования, кулинарии, маркетинга, шитья, только получать новые знания вы будете на английском.

Метод CLIL часто используется при обучении детей, так как это один из способов организации языковой среды, в которой ученик, захваченный предметом, например, построением роботов или созданием аппликаций, учит язык, сам того не замечая, и набирает лексику и грамматику по определенной теме естественным путем, без заучивания и корпения над учебниками.

Грамматико-переводный метод (Grammar-Translation Method)

Этот классический метод обучения существует дольше всех остальных, тем не менее современные эксперты считают его неэффективным и даже вредным.

Грамматико-переводный метод заключается в том, что основа английского языка — грамматика, а главный способ изучения слов — перевод и заучивание. Ученик зубрит правила и учит слова списками, не имея контекста. К чему это приводит? Студент прекрасно читает и переводит сложные тексты, при этом в бытовых ситуациях не находит слов, а при реальном общении теряется и не может поддержать диалог.

Грамматико-переводный метод исторически возник, как способ изучения мертвых языков — латыни, древнегреческого. Поэтому не уделяет никакого внимания живой коммуникации — важнейшему навыку для любого изучающего английский язык.

Коммуникативные методики (Communicative approaches)

Противоположность грамматико-переводному методу — коммуникативный. Если вы хотите перестать переводить в своей голове и начать думать на английском, нет ничего лучше разговорной практики с носителями языка или опытными преподавателями.

В уроках по коммуникативной методике львиную долю времени занимает непосредственно диалог. Это может быть обсуждение свежих новостей, разыгрывание бытовых ситуаций, описание картинок, обмен мнениями по животрепещущим вопросам. Такие занятия чаще всего проводятся в группе, хотя могут быть и индивидуальными. Грамматике, аудированию, письму, безусловно, также уделяется время, но главная задача здесь — разговорить студента и разрушить языковой барьер.

Функциональная методика (Functional Approach)

Функциональный подход совмещает в себе принципы коммуникативного подхода и предметно-ориентированного. Главная задача здесь — наработать практику общения по определенным темам и видам деятельности и «оживить» грамматику.

Студенты учат языковые модели (слова и выражения), основываясь на функциях и целях коммуникации. К примеру, чтобы позвать друга погулять, можно использовать несколько фраз. Можно сказать: Let’s go for a walk!, Why don’t we go for a walk now?, I think we should go for a walk. Подобные фразы нужно запомнить и отработать вместе с учителем, репетируя различные жизненные ситуации.

Функциональная методика позволяет наработать базу языковых средств, которая поможет достигнуть основных коммуникативных целей: приветствие, извинение, возмущение, благодарность, приглашения, просьбы и множество других часто встречающихся функций.

Лексическая методика (Lexical Approach)

Помните, мы говорили о том, что учить слова без контекста не эффективно? Лексический подход это доказывает. Здесь главным способом овладения языком является работа со словосочетаниями. Причем не просто со словосочетаниями, а с лексическими единицами, из которых состоит язык, и которые можно присоединять друг к другу, образуя все новые и новые конструкции.

К примеру, студент запоминает фразу I’d like, присоединяет к ней любую фразу с глаголом, например, to drink tea, и любую фразу со временем, например, tomorrow morning. Из этих кирпичиков получается разговорное предложение, которое будет понятно любому носителю языка. Заменить один из блоков на другой не составит труда, ведь все они — широкоупотребляемые лексические единицы.

Метод управляемого открытия (Guided discovery)

В этом подходе первооткрывателем становится ученик. Ведь, как известно, ничто не запоминается лучше, чем то, до чего дошел ты сам, да еще и объяснил другим.

Суть метода управляемого открытия в том, что преподаватель или ученики выбирают любую интересующую их тему. Например, смешное видео на Youtube или интересную статью в журнале. Далее они изучают свой материал и находят в нем новые грамматические конструкции, специфическую лексику, примеры словообразований. Учитель контролирует обсуждение и подключается в те моменты, когда студенты уже и сами догадались, почему здесь используется именно это слово, а не другое. Он подтверждает и дополняет их выводы и дает задания на закрепления материала.

Заключение

В этой статье мы обсудили 9 популярных методов изучения английского языка. Есть среди них те, где главным действующим лицом выступает учитель, а есть те, где инициатива передается ученику. Подробнее об этом мы говорили здесь.

Методов изучения иностранного языка, безусловно, гораздо больше. Каждый преподаватель совмещает как минимум несколько из них, в зависимости от индивидуальных особенностей студента, его мотивации и задач.

Читайте также в Журнале Английской школы

Johnson vs Smith — самые распространенные английские фамилии и их аналоги в русском

Johnson vs Smith — самые распространенные английские фамилии и их аналоги в русском

Откуда произошли английские фамилии, и что они означают? Если ли у английских фамилий аналоги в русском языке?
Культура
24 ноября 2022 года
Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Английский язык славится своей «странной» орфографией и совершенно непредсказуемой фонетикой. В чем причина?
Культура
14 января 2022 года
Репетитор, языковая школа или изучение языка самостоятельно: что выбрать?

Репетитор, языковая школа или изучение языка самостоятельно: что выбрать?

Иностранный язык можно учить с преподавателем, в языковой школе или полностью самостоятельно. Возникает закономерный вопрос: что же выбрать?
Ученикам
11 декабря 2020 года
Поделитесь: 
Обновлено: 9 ноября 2022 года