Где находится «Тридесятое царство»?
И вообще — почему Баба Яга живет в избушке на «курьих ножках»?
Сегодня поговорим о теме, которая интересна и взрослым, и детям. Касается она славянских (а точнее, финно-угорских) сказок, а именно образа Бабы-Яги.
Как мы знаем, сказки — это кладезь архетипических образов, то есть, коллективного бессознательного, включающего идеальные представления о людях и о том, как должно быть и как быть не должно. Все эти представления как раз и унаследованы нами через фольклор.
Так кто же Баба-Яга? Изображается она как уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Она летает в ступе и живет в избушке на курьих ножках. И вот тут-то и начинается самое интересное!
Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста — маленького «домика мертвых». Такие домики представлялись как окно, лаз, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в «тридесятое царство».
Вход в избушку — со стороны леса, то есть из другого измерения, и герой просит её: «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом». Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир, поэтому одна нога у неё костяная.
Зачем мы решили рассказать вам об этом, подумаете вы?
Оказывается, ножки у избушки вовсе не «курьи», а «курные», так что это, скажем так, ошибка перевода. «Курными ножками» называли пеньки, на которые ставилась избушка, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним в дом не проникали насекомые и грызуны, и чтобы защитить дерево в болотистой местности.