Нужно ли исправлять ошибки учеников?

Казалось бы, что за глупый вопрос. Конечно нужно исправлять ошибки, ведь иначе ученик не будет знать, что это неправильно и будет и дальше продолжать ошибаться. Да, это правда, но не все так просто.
Ученик: I see a bananas…
Учитель: I see BANANAS…
Ученик: I see bananas, apple and…
Учитель: An apple
Иногда замечая, что ученик сказал что-то не так, учитель, перебивая его, делает замечания и акцентирует внимание на допущенной ошибке. В конце концов, ученик теряет нить своего высказывания, начинает запинаться или вовсе перестает отвечать. У него пропало настроение и желание работать на уроке. В связи с этим возникает вопрос: как поступить? Не исправлять ошибки? Но тогда ученик будет думать, что так и нужно говорить. Сегодня мы узнаем, как правильно исправлять учеников и когда это стоит делать.
Важно сохранить уверенность
Когда учащиеся вовлечены в речевую деятельность, такую как ролевая игра или беседа, мгновенные и прямые замечания часто неуместны, поскольку они могут помешать потоку речи и сбить учеников с мысли. Но во время учебных занятий мы, вероятно, будем чаще поправлять неточности, поскольку это помогает прояснить язык в сознании ребят.
Поскольку исправление включает в себя указание на ошибки людей, мы должны действовать осторожно. Если мы будем подходить к этому неразумно, мы расстроим наших учеников и, что хуже того, они могут потерять свою уверенность. Часто то, что подходит одному ученику, может быть совершенно неэффективным для другого.
В общем, работа учителя состоит в том, чтобы указать, когда что-то пошло не так, и посмотреть, смогут ли ученики исправить это сами. Может быть, то, что они сказали или написали, было просто оговоркой.
Однако, иногда учащиеся не могут исправить ошибки самостоятельно, поэтому мы должны им помочь. Как правило, они допускают эти ошибки по той простой причине, что еще не знают этого материала. В таком случае можно попросить кого-нибудь из их сверстников (одноклассников) помочь или объяснить проблему самому.
Помощь учителя или класса
Если мы привлекаем к помощи других учеников в классе, мы должны быть уверены, что ученик, который совершил ошибку в первую очередь, не будет чувствовать себя от этого униженным (“Как получилось, что они все знают ответ? Я, должно быть, глупый!”). Иногда ученикам нравится, когда их исправляет непосредственно сам учитель. С другой стороны, в правильно построенной атмосфере учащиеся любят помогать друг другу — и получать помощь в ответ.
В следующем примере показано, как исправляют учеников на этапе практики, на которой они составляют предложения, используя сравнительную степень прилагательных (сравнивая поезда и самолеты).
- Моника: Trains are safer planes. — Поезда безопасны самолетов.
- Учитель: Safer planes? (with surprised questioning intonation) — Безопасны самолетов? (с удивленной вопросительной интонацией)
- Моника: Oh … Trains are safer than planes. — Ой… Поезда безопаснее самолетов.
- Учитель: Good, Monica. Now, ‘comfortable’ … Simon? — Хорошо, Моника. Теперь ‘удобный’… Саймон?
- Саймон: Trains more comfortable. Planes are. — В поездах удобно. Самолеты…
- Учитель: Hmm. Can you help Simon, Bruno? — Хмм. Бруно, не поможешь Саймону?
- Бруно: Er … Trains are more comfortable than planes. — Ээ… Поезда удобнее самолетов.
- Учитель: Thank you. Simon? – Спасибо. Саймон?
- Саймон: Trains are more comfortable than planes. — Поезда удобнее самолетов.
- Учитель: That’s right, Simon. Great. What about ‘fast’, Matilde? — Все верно, Саймон. Как насчет ‘быстрый’, Матильда?
- Матильда: Trains faster planes. — Поезда быстрее самолетов.
- Учитель: Trains are faster? — Поезда быстрее?
- Матильда: Trains faster planes? I don’t know. — Поезда быстрее самолетов? Я не знаю.
- Учитель: OK. Look. Trains go at a hundred miles an hour, planes go at 500 miles an hour, so planes are faster than trains. Yes? — Хорошо. Смотри. Поезда движутся со скоростью сто миль в час, самолеты — со скоростью 500 миль в час, так что самолеты быстрее поездов. Так?
- Матильда: Planes are faster than trains. — Самолеты быстрее, чем поезда.
- Учитель: Well done, Matilde. — Молодец, Матильда.
В случае с Моникой все, что нужно было сделать учителю, это указать на то, что что-то было не так (повторив то, что она сказала, с вопросительной интонацией), и она тут же поняла свою ошибку и сама дала правильный ответ. Саймон не смог этого сделать, поэтому учитель попросил Бруно помочь ему. Однако, когда Матильда допустила ошибку (и не смогла исправить ее сама), учитель решил, что ей будет неприятно, если ее исправят одноклассники, поэтому учитель помог ей сам.
Таким образом, при организации практики учителям необходимо прислушиваться к ошибкам, выявлять проблему и исправлять ее как можно эффективнее и при этом стараться сделать это тактично.
Более того, стоит помнить, что исправление — это всего лишь один из видов реакции учителей на результаты учащихся после проделанной работы. Так же важно — возможно, это играет большую роль — хвалить учеников за их успехи, как и поправлять их, когда они стараются добиться точности. Учителя могут показать с помощью выражения эмоций, подбадривающих слов и звуков (‘good’, ‘well done’, ‘fantastic’, ‘mmm’ и т.д.), что ученики действительно делают успехи. Но похвалой не следует злоупотреблять, потому что иначе она обесценивается и, следовательно, теряет смысл. Похвала эффективна только в том случае, если учащиеся знают, за что их хвалят, и когда они сами считают, что это заслуженно.
Читайте также в Журнале Английской школы

Подготовка к международным экзаменам по английскому языку

Зачем нужно дополнительное обучение английскому языку
