Различные условия обучения — Журнал Английской школы

Различные условия обучения

Екатерина Монахова
Преподает английский по методике ESL
Различные условия обучения

Я никогда не учу своих учеников. А только пытаюсь обеспечить им условия, в которых они могут учиться.

Альберт Эйнштейн

Когда мы принимаем решения о том, как работать с учеником, мы в первую очередь смотрим на цели, которых он хочет добиться в результате обучения и на изначальный уровень языка. Немаловажная задача для учителя — обеспечить комфортные условия для обучения, в которых студент будет учиться с удовольствием и добиваться лучших результатов.

Конечно, не всегда у преподавателя есть возможность выбирать условия, в которых будут проходить занятия, ведь английский язык изучается в самых разных ситуациях. Различия условий и обстановки оказывают значительное влияние на то, как и чему именно мы учим.

EFL, ESL и ESOL

Долгое время мы разделяли людей, которые изучают английский как иностранный, и тех, кто изучает его как второй язык. Считалось, что студенты EFL (English as a Foreign Languageанглийский как иностранный язык), как правило, изучают язык для использования во время путешествий или для общения с англоговорящими людьми из других стран. Что касается студентов ESL (English as a Second Languageанглийский как второй язык), они обычно живут в сообществе изучаемого языка. Им, скорее всего, нужен конкретный диалект (шотландский английский, южный английский, австралийский английский, техасский английский и т.д.), а не общий английский. Возможно, им придется сочетать изучение языка и того, как вести себя в сообществе изучаемого языка — например, ходить в банк, снимать квартиру, получать доступ к медицинским услугам и т.д. Таким образом, их английский может отличаться от того, который изучают студенты EFL с менее специфичными потребностями для конкретного времени и места.

Однако это различие кажется менее логичным, когда мы видим, как люди используют английский язык в глобальном контексте. Использование английского языка для международного общения, особенно в Интернете, означает, что многие «студенты EFL» фактически живут в глобальном языковом сообществе и поэтому могут рассматриваться как «студенты ESL» вместо этого. В связи с этим мы чаще используем термин ESOL (English for Speakers of Other Languagesанглийский для носителей других языков), который подходит под обе ситуации. Тем не менее контекст, в котором изучается язык (частью какого сообщества студенты хотят быть), по-прежнему имеет большое значение для того, какой английский им нужно изучать, а также для навыков, которые им необходимо приобрести.

Школы и языковые училища

Студенты по всему миру изучают английский язык в школах не по своему желанию, а как часть обязательной школьной программы. В зависимости от страны, района и самой школы, в классах может использоваться новейшее оборудование и информационные технологии, или же класс может быть оснащен лишь рядами парт и школьной доской.

В частных языковых школах, как правило, классы меньших размеров и оснащены лучше, чем в государственных, за счет чего у учеников может быть больше мотивации учиться.

Большие классы и индивидуальное обучение

Некоторые студенты предпочитают индивидуальные занятия наедине с преподавателем. Однако, иногда английский преподается группам из более чем 100 студентов одновременно.

Очевидно, что численность учеников будет влиять на то, как мы преподаем. Парная и групповая работа часто используется в больших классах, чтобы дать учащимся больше возможностей для взаимодействия. В индивидуальной обстановке учитель может адаптировать урок к конкретным потребностям отдельного человека, тогда как в больших группах приходится достигать компромиссов между группой и отдельными людьми внутри нее. В больших группах учителя предпочитают работать одновременно со всей аудиторией, в то время как учителя, работающие с небольшими группами, использует общение и контакт студентов между собой, так как они эффективнее влияют на развитие уровня языка. Подробнее можно почитать в статье о различиях между индивидуальными и групповыми занятиями.

В школах и компаниях

Подавляющее большинство языковых занятий в мире проводится в школах и языковых училищах, о которых мы уже упоминали, а также в колледжах и университетах. В таких ситуациях преподавание соответствует школьной политике и учебным планам. Зачастую есть определенные критерии и результаты, которых студенты должны достичь по окончании обучения, а также может понадобиться подготовка к экзаменам.

Ряд компаний также предлагают языковые курсы, в рамках которых занятия проходят прямо в офисе. Здесь «классная комната» может быть не такой удобной, как оборудованные кабинеты учебных заведений. Но что еще более важно, учителю, возможно, потребуется согласовать содержание занятий не только с учениками, но и с тем, кто организует обучение.

Реальные и виртуальные учебные среды

Изучение языка традиционно подразумевает нахождение преподавателя и студентов в одном помещении. Однако, развитие Интернета помогло создать новые виртуальные учебные среды, в которых люди могут учиться, даже находясь буквально за тысячи километров от учителя и одноклассников.

Существуют проблемы, встречающиеся как в реальной, так и в виртуальной среде обучения. Например, студенты в обоих случаях нуждаются в мотивации, и нам необходимо помогать им с этим.

На сайтах онлайн-обучения также есть преподаватели, которые взаимодействуют со своими учениками через Интернет. Помимо этого, можно создавать группы студентов, которые будут учиться по одной программе — и которые, следовательно, могут общаться друг с другом. Но, несмотря на эти элементы межличностного общения, некоторым студентам труднее поддерживать свою мотивацию онлайн, чем в реальной учебной группе. Наверняка, многим это известно по опыту дистанционного обучения, которое затронуло всех учащихся в последние несколько лет. Чтобы онлайн-обучение было эффективным, нужно иметь развитые навыки самоорганизации, а также хорошую концентрацию внимания. Кроме того, обучение в электронном формате усложняется тем, что ученики могут уставать от большого количества времени, проведенного за монитором.

Виртуальное обучение существенно отличается от очных занятий по ряду причин. Во-первых, как правило, для онлайн-уроков нет такого строгого расписания, как в школах. Во-вторых, не имеет никакого значения, где находятся учащиеся, поскольку они могут войти в систему из любой точки мира.

Раньше, когда дистанционное обучение не было так развито, большой проблемой было то, что у учеников не было возможности видеть друг друга и учителя, а это значило, что перенимать жесты, тон голоса, выражения лиц, что является важной частью изучения языка, не представлялось возможным. Теперь же мы имеем кучу возможностей устраивать уроки по видеосвязи, что делает дистанционное обучение таким же эффективным, как очное. Однако, некоторым людям все еще легче усваивать информацию, имея дело с реальным человеком, находящимся рядом, чем смотря в экран компьютера. В таких случаях, онлайн-обучение не может соревноваться с офлайн.

Помимо всего прочего, виртуальное обучение зависит от хорошего аппаратного и программного обеспечения, а также быстрого и надежного подключения к Интернету, которые все еще не для всех доступны.

Итак, каждый ученик имеет разные возможности и условия обучения. У кого-то есть доступ к новейшим технологиям и интернету, кто-то предпочитает заниматься индивидуально с учителем, кому-то приходится довольствоваться плохо оборудованными школьными классами и работой в больших группах, а кто-то и вовсе изучает язык в совсем неподготовленном для этого месте. Одно можно сказать точно — если есть желание, стремление и цели, то ничто не может помешать на пути к изучению английского языка!

Читайте также в Журнале Английской школы

Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Английский язык славится своей «странной» орфографией и совершенно непредсказуемой фонетикой. В чем причина?
Культура
14 января 2022 года
Олимпиады по английскому языку

Олимпиады по английскому языку

Вы когда-нибудь участвовали в олимпиаде по английскому языку? Если нет, почитайте о том, какую пользу это может дать. Принять участие — очень просто.
Ученикам
14 ноября 2020 года
Частые вопросы про ОГЭ и ЕГЭ по английскому

Частые вопросы про ОГЭ и ЕГЭ по английскому

Основатель и руководитель Английской школы Екатерина Монахова рассказывает об опыте подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому.
Ученикам
19 июня 2019 года
Поделитесь:  
Обновлено: 28 января