Почему первоклассник не говорит бегло по-английски
Одна из шуточных бытовых зарисовок, которую вспоминают люди, рожденные во время бума изучения иностранных языков, это повышенное внимание всех родственников и друзей, не знающих английский.
Представьте, вам 7 лет и вы единственный член семьи, которому посчастливилось с детства ходить на уроки «инглиша» по школьной программе. Бабушки и дедушки, тети и дяди смотрят на вас, как на юного гения. Такого маленького, а уже говорящего на международном языке!
Вас спрашивают, как будет по-английски пантограф трамвая, просят перевести бизнес-статью в журнале для экспатов, разобраться в английской инструкции по сборке мебели и недоумевают, почему же вы молчите. В конце концов, вы обнаруживаете себя с ужасом склонившимся над взрослыми бумагами — родители попросили вас заполнить по-английски данные страховки для туристической поездки в Лондон, в которой вы, 7-летний, будете единственной надеждой, единственным говорящим на местном языке… А что, разве на уроках английского вас этому не научили?
Когда начинать учить английский?
В статье о том, как учить детей английскому языку мы отметили, что чем младше ребенок, тем естественнее он погружается в англоязычную среду. Ведь он учится, играя.
Начать заниматься английским, безусловно, никогда не поздно, но у раннего старта (до 7 лет) есть огромные преимущества:
- формирование произношения как у носителя
- отсутствие страха ошибки и, как следствие, страха общения
- положительное влияние на когнитивные способности ребенка (память, логическое мышление, концентрация, воображение, способность обучаться, анализировать, рассуждать)
- уверенность в собственных силах
- мотивация к обучению другим дисциплинам, ведь положительный опыт уже получен
Исследования показали, что 12 лет — пороговый возраст. Люди, начавшие учить английский после 12 в большинстве своем не смогли овладеть языком настолько, чтобы их нельзя было отличить от носителей.
Опыт иммигрантов подтверждает мнение экспертов — детям от 2 до 12 требуется всего пара лет в англоязычной стране, чтобы влиться в языковую среду. Подросткам, начинающим обучения с нуля, приходится сложнее, однако, и они начинают бегло говорить на английском. В то время, как родители и старшие родственники, скорее всего, будут говорить на новом языке гораздо хуже юных членов семьи.
Каким должно быть дошкольное обучение?
Обучение английскому можно начинать буквально с пеленок, создавая языковую среду, слушая песни и сказки, знакомясь с мультфильмами и посещая английские игровые занятия для малышей.
Важно помнить, что несмотря на то, что в это время мозг ребенка, как губка, впитывает нужную информацию, запоминает новые слова и нюансы произношения, это не обучение английскому в привычном, взрослом, смысле.
Главная задача дошкольника — получать удовольствие и не потерять интерес, поэтому разбор грамматики и анализ стихотворений Уолта Уитмена придется отложить на потом.
Обучение детей 0-7 лет будет эффективным, если преподаватель/родитель:
- создает естественную для ребенка английскую среду — делает то же, чем он занимался бы на родном языке
- отталкивается от интересов ребенка и предлагает темы и игры, популярные среди его одногодок
- не надоедает с правилами — мозг ребенка еще не готов структурировать грамматику
- не ждет мгновенного результата — чем младше ребенок, тем больше времени ему требуется для обучения, но, поверьте, накопленные знания дадут в будущем мощный эффект
В каком возрасте — какой уровень?
Если дети растут не как билингвы, вне англоязычной среды, дошкольное обучение английскому можно считать отличной базой, которая позволит приступить к привычным урокам, уже обладая элементарными знаниями, хорошим произношением и чувством языка.
Для определения уровня владения языком в Европе принята шкала CEFR, о которой мы подробно рассказывали здесь.
Детское обучение, однако, отличается от взрослого. До 11 лет у ребенка больше развито правое полушарие. Его мозгу сложно структурировать грамматику, поэтому максимальный уровень владения английским для ребенка 11–12 лет — А2. И это отличный результат!
С 11-12 лет, когда за работу возьмется левое полушарие, прогресс не заставит себя долго ждать. Примерно языковой уровень юных учеников выглядит так:
- 6–7 лет — без уровня
- 7–9 лет — pre A1
- 8–10 лет — A1
- 11–12 лет — A2
Конечно, каждый случай индивидуален. В каком возрасте ребенок сможет заговорить по-английски зависит от его индивидуальных способностей, количества школьных уроков английского и часов индивидуальной или групповой работы с преподавателем.
В среднем выпускники общеобразовательной школы заканчивают 11 класс с уровнем английского B1. Для более серьезного результата, например, чтобы успешно сдать ЕГЭ или один из английских международных экзаменов, потребуется уделить занятиям дополнительное время.
Описание умений и навыков на каждом уровне
Рассмотрим здесь только 2 уровня, актуальных для детей до 12 лет — A1 и A2. Что будет уметь ребенок на каждом из этапов?
A1. Starter
Ученик может представиться, немного рассказать о себе и объяснить короткими фразами, что ему нужно (спросить дорогу, заказать еду в кафе). Его словарный запас составляет не более 1000 слов, но он уже может поддержать простой разговор. Конечно, при условии, что собеседник говорит медленно и использует элементарную лексику.
A2. Elementary
Словарный запас на этом уровне возрастает вдвое — до 2000 слов. Ребенок все еще ограничен несложными диалогами на повседневные темы, такие как семья, транспорт, покупки и т.д., но чувствует себя значительно увереннее. Настолько, что даже может прочитать адаптированный рассказ на английском и написать комментарий носителю в соцсетях.
Заключение
В этой статье мы разобрали особенности детского обучения английскому языку и ответили на вопрос, мучающий многих родителей — почему мой ребенок занимается несколько лет и все ещё не говорит бегло?
Снизьте планку ваших ожиданий и наберитесь терпения — с опытными педагогами и поддерживающей средой прогресс не заставит себя долго ждать!