Как увеличить словарный запас
Каждый человек уникален. Наши способности к усвоению уникальны. В серии статей Екатерина Монахова рассказывает о способах расширения словарного запаса. Выбирайте те способы, которые вам покажутся эффективными. Еще полезней — сочетать разные способы.
Способ 1. Заучивание текстов наизусть
В последнее десятилетие учить наизусть или пересказывать тексты стало немодным. Считается, что это ¡ «прошлый век». Аргументируется это тем, что мозг человека запоминает то, что несет смысл. Когда человек запоминает текст механистически, то в памяти информация не останется надолго. Это правильно.
Но представьте, что мы учим наизусть не механистически, а осознанно. Текст представляет художественную ценность с точки зрения языка. В тексте заложен глубокий смысл. В таком случае, запоминая текст, мы погружаемся в язык. Погружаемся в мудрость человечества, накопленную и приумножающуюся веками.
В текстах мы встречаем слова в словосочетаниях, фразы, идиомы, фразеологизмы, грамматические конструкции. Запоминаем мы их в контексте, то есть, не как отдельно взятые речевые единицы, а в сочетании с другими элементами. Главное, мы на уровне подсознания запоминаем, когда, в каких ситуациях можем их использовать. В подходящей ситуации эти слова и конструкции автоматически «всплывают» в нашей памяти и «выстреливают».
А цитаты? Каждому знакомо чувство, которое мы испытываем, когда в разговоре, вдруг, в нужный момент слетает с языка цитата гениального автора. Как это получается? Это возникает из того, что в прошлом выучили наизусть, что осталось в памяти навсегда.
Кстати, насчет цитирования. Одно из требований к написанию эссе на экзаменах — уместное использование цитат. Откуда цитаты возьмутся у ученика, который сдает экзамен в отсутствии источников и материалов? Только из памяти.
В нашей школе ученики заучивают тексты и рассказывают их. Регулярно. Каждый урок. Текст, который учили в начале года, рассказываем в середине года, в конце. Много текстов. Тексты разных эпох, разных стилей, жанров и направлений.
Сначала ученики сопротивляются. «Ой! Опять! Я не смогу. У меня плохая память». Еще тысяча причин. Действительно, современные школьники не привыкли учить наизусть. Поэтому им это трудно дается вначале.
Чтобы «приучить» наших учеников к этому виду деятельности, мы используем одну хитрость. Мы ставим пьесы и скетчи. Тогда запоминание происходит гораздо быстрее и проще, потому что подкрепляется движениями, жестикуляцией, интонацией, эмоциями и частыми репетициями. Постановка вызывает восторг. Дети получают мгновенную обратную связь и оценку. Зрители восхищены и удивлены: «Как дети выучили такой сложный текст?» Цитаты из пьесы мы слышим потом на уроках и в коридорах в течение нескольких лет.
Итог
Учить наизусть — полезно. Найдите способ, который «приучит» вас к этому. Вы будете ощущать, как ваша память, ваш мозг пополняется запасами знаний. Словарный запас становится богаче. А вы, как человек и собеседник, становитесь интереснее.
Продолжение во второй части.