Функции в языке
В гостях у русского англичанин выпил чашечку кофе и хозяин дома, заметив, что гостю очень понравилось, решил предложить ему еще:
Р: Would you like a cup of coffee?
А: I`m fine, thank you.
Русский налил еще одну чашку кофе, чем очень удивил иностранца. Дело в том, что фраза “I`m fine” была произнесена с целью выразить вежливый отказ. Если бы англичанин хотел согласиться, он бы сказал “Yes, please”. Такая, казалось бы, незначительная фраза вызвала недопонимание между двумя людьми, говорящими на разных языках и имеющих отличные культурные традиции.
Человек порой не знает, как вести себя в той или иной ситуации, даже если он изучал английский язык много лет. Трудности могут вызывать самые элементарные вещи, такие как пригласить кого-то в ресторан, сделать комплимент, спросить дорогу. Да, именно такие вопросы нередко могут ввести в ступор. То, что казалось простым на первый взгляд, может стать большим барьером для общения. В частности, это касается людей, которые впервые оказались в иной языковой среде.
Решение проблемы
Что же может помочь решить подобного рода проблемы? А поможет в этом знание коммуникативных функций. А что же такое коммуникативные функции и какова их роль в изучении английского языка?
Каждый раз, когда мы хотим что-то сказать или написать, мы делаем это для чего-то, с какой-то целью. Причина нашего общения и есть языковая функция.
Очень важно при изучении иностранного языка научиться правильно использовать фразы, принятые в конкретных ситуациях. Например, для выражения мнения могут быть использованы следующие высказывания: “I think”, “I reckon”, “I believe”, “in my opinion”. Если человек хочет уточнить что-либо, он может сказать: “I mean” или “what I`m trying to say is”. Извиниться можно также несколькими способами: “Excuse me” (самый вежливый способ обратиться к человеку с просьбой или привлечь его внимание), “I`m sorry” (для выражения сожаления и извинения), “I beg your pardon” (фраза, используемая в более официальной обстановке).
Кроме того, неотъемлемой частью любого общения является знание стилей речи. Изучающие иностранный язык должны научиться определять в каких ситуациях уместно то или иное слово. Выделяют формальный (formal), неформальный (informal) и нейтральный (neutral) стиль. Зависит все от того, где вы находитесь, например, на встрече с друзьями или на собеседовании. В более формальной обстановке для выражения согласия может быть использована следующая фраза: “I couldn`t agree more”. При общении с друзьями можно сказать “yep”. Нейтральную позицию занимают фразы “yes, right”, “absolutely”, которые могут быть использованы в любой ситуации.
Разозлившись на то, что ученик постоянно опаздывает, преподаватель может сказать: “You’d better get here on time next class!” (“В следующий раз тебе не стоит опаздывать!”). Используя данную фразу, он дает ученику рекомендацию, которая совмещает в себе оттенки совета и приказа.
Учитель может использовать и другие фразы для выражения той же функции, но его выбор может зависеть от различных факторов. Например, насколько он раздражен, насколько формальна обстановка, хочет ли он быть прямым в своих высказываниях — с каким тоном хочет он произнести свое замечание.
Примеры высказываний:
- Get here on time next class if you know what’s good for you. — Приходи вовремя на следующее занятие, если понимаешь, что для тебя лучше.
- I strongly recommend that you get here on time next class. — Я настоятельно рекомендую вам не опаздывать в следующий раз.
- I suggest you get here on time next class. — Советую не опаздывать в следующий раз.
- I think it would be a really good idea if you got here on time next class. — Думаю, было бы здорово, если бы в следующий раз обошлось без опозданий.
- It would be a good idea if you tried to get here on time next class. — Было бы здорово, если бы вы пришли вовремя в следующий раз.
- Next class? On time, OK? — В следующий раз? Вовремя, хорошо?
Понятие языковой функции
Языковая функция — это цель, которою вы хотите достичь при общении, устном или письменном. “Используя” ту или иную функцию, вы совершаете акт коммуникации. Мы используем различные фразы для выражения наших чувств и эмоций, каждое отдельное высказывание может нести в себе какой-то смысл. Например, мы говорим “I apologise” (“Приношу свои извинения”) для выражения извинения; фраза “I promise” (“Я обещаю”) используется, чтобы дать обещание и т.д. Как мы видим в вышеперечисленных примерах, используемые глаголы указывают на название функции, но это происходит не всегда. Мы можем извиниться, сказав “I`m sorry” (“Прошу прощения”) или пригласить кого-то, не сказав прямо “I invite you” (“Я вас приглашаю”), а используя другую фразу, например, “D’you fancy coming round for a meal?” (“Не хотите ли зайти на ужин?”). Таким образом, существует множество способов выразить чувства, эмоции, состояние при помощи слов. Многие функциональные показатели (экспоненты), в которые входят различного рода модели и фразы, являются лексическими высказываниями.
Чтобы научиться правильно выражать свое мнение, отношение к чему-либо, чувства и эмоции, наши ученики должны освоить ряд коммуникативных функций в языке и уметь использовать их должным образом. Очень важно знать какие функциональные экспоненты уместны в той или иной ситуации. Это может зависеть как от собеседника, обстановки, так и от самого говорящего, цели его изречения. Ключевую роль здесь, как правило, играет выбор стиля высказывания.