Система опережающего развития Галины Майоровой — Журнал Английской школы

Система опережающего развития Галины Майоровой

Галина Майорова
Занимается педагогической деятельностью более 30 лет
Система Майоровой

Галина Анатольевна Майорова ведёт практическую деятельность по обучению и развитию детей с 1994 года. Результатом этой деятельности стала Система опережающего развития Галины Майоровой, которая полностью реализуется в Acadia School.

Основным принципом Системы Майоровой является опережающее развитие — большая часть деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка, открытой Львом Семёновичем Выготским.

Система Галины Майоровой основана на принципах гуманно-личностной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.

Структура Системы

Обучение и развитие в Системе Галины Майоровой разделено на шесть этапов, три из которых относятся к дошкольному (2–7 лет) и три — к школьному (7–18 лет) периодам.

Основной задачей дошкольного периода является формирование личности ребенка в четырёх сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Основной задачей школьного периода является формирование умения учиться и творить, которое вырабатывается в процессе глубокого освоения и творческого осмысления школьной программы.

В течение всех этапов работа по Системе строится с использованием трёх базовых принципов:

Система доказала свою эффективность. Многие ученики, которые прошли обучение и развитие по системе Галины Майоровой, помнят и ценят ту важную роль, которую сыграло опережающее развитие в их жизни. Сейчас по системе Галины Майоровой обучаются их дети.

Дошкольный период

Результаты практической деятельности по Системе Майоровой показывают, что начинать системное обучение и развитие ребёнка нужно в возрасте 2–3 лет.

Основной задачей дошкольного периода является гармоничное развитие ребёнка в четырёх сферах — физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой — что возможно только в условиях освоения комплексной образовательной программы, в одной школе.

I этап: 2–4 года

В период от 2 до 4 лет происходит познание собственных возможностей ребёнка и формирование взаимодействия с окружающим миром, и занятия I этапа помогают ребёнку: сначала в физической сфере (мелкая и крупная моторика), потом в интеллектуальной (простые игры), затем в эмоциональной (базовая коммуникация).

Занятия I этапа дети обычно посещают вместе с родителями.

II этап: 4–5 лет

К 5 годам у ребёнка формируется осознанная потребность к познанию окружающего мира, он готов воспринимать большое количество информации. Все сферы личности — физическая, интеллектуальная, эмоциональная и волевая — требуют информации, и ребенку нужна работа в специальной развивающей среде.

Занятия II этапа позволяют ребёнку начать познание окружающего мира с помощью взрослых.

Возраст 4–5 лет является важнейшим для формирования характера взаимодействия ребёнка с окружающим миром в течение всей жизни. Если не давать достаточное количество хорошей «пищи» четырём сферам личности, то уже с 5 лет некоторые навыки и интересы начинают угасать, причём безвозвратно. Через 1–2 года некоторые виды деятельности становятся не интересными ребёнку и может сложиться ситуация, что он пропустит их навсегда в своём развитии.

III этап: 5–7 лет

На III этапе дети переходят к самостоятельному взаимодействию с миром. Они осваивают чтение и счёт, базовые навыки для самостоятельной работы в начальной школе, и начинают познавать мир сами.

К моменту начала обучения в начальной школе дети умеют читать, писать печатными буквами, считать, решать простые логические задачи, создавать и представлять публике творческие работы.

Школьный период

Задачей школьного периода является развитие умения учиться и творить, подкрепленного прочными, осмысленными предметными знаниями.

На занятиях по Системе Майоровой предметные знания осмысляются через ежедневные практические занятия в рамках Мастерских. Это позволяет ребёнку сохранять и развивать практический интерес к получаемой информации, а также приобретать практические навыки её использования.

IV этап: 7–11 лет

Основной задачей IV этапа — начальной школы — является создание и развитие желания и умения учиться и творить, правильное выстраивание мотивации к саморазвитию, расширение кругозора.

Для оценки результатов обучения в Системе Майоровой применяются стимулирующие технологии оценки результатов, главная задача которых — не допустить подмены внутренней мотивации ребёнка («хочу знать и уметь») внешней мотивацией («хочу получить хорошую оценку»).

V этап: 11–15 лет

На V этапе — в средней школе — основное внимание уделяется получению прочных предметных знаний и отработке их на практике в формате ежедневных Мастерских.

Во второй половине V этапа в результате обширной практической деятельности начинает формироваться профессиональная ориентация ребёнка, формируются приоритеты дальнейшего образования и развития.

VI этап: 15–18 лет

Задачей VI этапа — старшей школы — является индивидуальная профильная подготовка к получению высшего образования.

Базовые принципы

Бережное отношение к личности ребёнка и взрослого

Фундаментальным принципом системы Галины Майоровой является бережное отношение к личности ребёнка и взрослого. Это не означает, что дети находятся в «тепличных» условиях, но то, что взрослые и дети относятся друг к другу уважительно и деликатно, уважая личность человека.

Основным результатом обучения с точки зрения формирования личности является понимание высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни.

Взаимосвязь теории и практики и сохранение внутренней мотивации

Теория без практики превращается в ненужный багаж и быстро забывается («знаю, но не умею, поэтому не буду»). Практика без теории не даёт серьезных результатов («точно не знаю как, поэтому не получается»). Одно без другого приводит к быстрой потере мотивации.

Опыт работы по Системе Майоровой показал, что быстрое подкрепление теории практикой является крайне эффективным способом и для сохранения внутренней мотивации, интереса к учёбе и жизни, так и для прочного освоения теории и приобретения хороших навыков.

В Системе Майоровой такая работа осуществляется с помощью ежедневных Мастерских, в которых дети работают с 0-го по 11-й классы школы.

Живая система

В 2022 году Системе опережающего развития Галины Майоровой исполняется 28 лет, и развитие Системы продолжается.

На сегодняшний день система полностью реализуется:

Читайте также в Журнале Английской школы

Почему важно общаться с носителями языка для совершенствования навыков

Почему важно общаться с носителями языка для совершенствования навыков

В этой статье мы рассмотрим, почему общение с носителями языка так эффективно и играет ключевую роль в улучшении языковых навыков.
Ученикам
Культура
7 октября
Британская музыка и рок-культура

Британская музыка и рок-культура

В этой статье мы рассмотрим историю и развитие британской музыки и рок-культуры, а также их влияние на мировую музыкальную индустрию.
Ученикам
Культура
20 сентября
Зачем нужны Кембриджские экзамены по английскому

Зачем нужны Кембриджские экзамены по английскому

Каждая языковая школа выдает свой сертификат после прохождения курсов. В то же время, в мире существует международно признанная система.
Ученикам
14 ноября 2020 года
Поделитесь: 
Обновлено: 15 февраля 2022 года