Система опережающего развития Галины Майоровой
Галина Анатольевна Майорова ведёт практическую деятельность по обучению и развитию детей с 1994 года. Результатом этой деятельности стала Система опережающего развития Галины Майоровой, которая полностью реализуется в Acadia School.
Основным принципом Системы Майоровой является опережающее развитие — большая часть деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка, открытой Львом Семёновичем Выготским.
Система Галины Майоровой основана на принципах гуманно-личностной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.
Структура Системы
Обучение и развитие в Системе Галины Майоровой разделено на шесть этапов, три из которых относятся к дошкольному (2–7 лет) и три — к школьному (7–18 лет) периодам.
Основной задачей дошкольного периода является формирование личности ребенка в четырёх сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
Основной задачей школьного периода является формирование умения учиться и творить, которое вырабатывается в процессе глубокого освоения и творческого осмысления школьной программы.
В течение всех этапов работа по Системе строится с использованием трёх базовых принципов:
- Бережное отношение к личности ребёнка и взрослого
- Тесная взаимосвязь теории и практики
- Сохранение и развитие внутренней мотивации к учёбе и жизни
Система доказала свою эффективность. Многие ученики, которые прошли обучение и развитие по системе Галины Майоровой, помнят и ценят ту важную роль, которую сыграло опережающее развитие в их жизни. Сейчас по системе Галины Майоровой обучаются их дети.
Дошкольный период
Результаты практической деятельности по Системе Майоровой показывают, что начинать системное обучение и развитие ребёнка нужно в возрасте 2–3 лет.
Основной задачей дошкольного периода является гармоничное развитие ребёнка в четырёх сферах — физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой — что возможно только в условиях освоения комплексной образовательной программы, в одной школе.
I этап: 2–4 года
В период от 2 до 4 лет происходит познание собственных возможностей ребёнка и формирование взаимодействия с окружающим миром, и занятия I этапа помогают ребёнку: сначала в физической сфере (мелкая и крупная моторика), потом в интеллектуальной (простые игры), затем в эмоциональной (базовая коммуникация).
Занятия I этапа дети обычно посещают вместе с родителями.
II этап: 4–5 лет
К 5 годам у ребёнка формируется осознанная потребность к познанию окружающего мира, он готов воспринимать большое количество информации. Все сферы личности — физическая, интеллектуальная, эмоциональная и волевая — требуют информации, и ребенку нужна работа в специальной развивающей среде.
Занятия II этапа позволяют ребёнку начать познание окружающего мира с помощью взрослых.
Возраст 4–5 лет является важнейшим для формирования характера взаимодействия ребёнка с окружающим миром в течение всей жизни. Если не давать достаточное количество хорошей «пищи» четырём сферам личности, то уже с 5 лет некоторые навыки и интересы начинают угасать, причём безвозвратно. Через 1–2 года некоторые виды деятельности становятся не интересными ребёнку и может сложиться ситуация, что он пропустит их навсегда в своём развитии.
III этап: 5–7 лет
На III этапе дети переходят к самостоятельному взаимодействию с миром. Они осваивают чтение и счёт, базовые навыки для самостоятельной работы в начальной школе, и начинают познавать мир сами.
К моменту начала обучения в начальной школе дети умеют читать, писать печатными буквами, считать, решать простые логические задачи, создавать и представлять публике творческие работы.
Школьный период
Задачей школьного периода является развитие умения учиться и творить, подкрепленного прочными, осмысленными предметными знаниями.
На занятиях по Системе Майоровой предметные знания осмысляются через ежедневные практические занятия в рамках Мастерских. Это позволяет ребёнку сохранять и развивать практический интерес к получаемой информации, а также приобретать практические навыки её использования.
IV этап: 7–11 лет
Основной задачей IV этапа — начальной школы — является создание и развитие желания и умения учиться и творить, правильное выстраивание мотивации к саморазвитию, расширение кругозора.
Для оценки результатов обучения в Системе Майоровой применяются стимулирующие технологии оценки результатов, главная задача которых — не допустить подмены внутренней мотивации ребёнка («хочу знать и уметь») внешней мотивацией («хочу получить хорошую оценку»).
V этап: 11–15 лет
На V этапе — в средней школе — основное внимание уделяется получению прочных предметных знаний и отработке их на практике в формате ежедневных Мастерских.
Во второй половине V этапа в результате обширной практической деятельности начинает формироваться профессиональная ориентация ребёнка, формируются приоритеты дальнейшего образования и развития.
VI этап: 15–18 лет
Задачей VI этапа — старшей школы — является индивидуальная профильная подготовка к получению высшего образования.
Базовые принципы
Бережное отношение к личности ребёнка и взрослого
Фундаментальным принципом системы Галины Майоровой является бережное отношение к личности ребёнка и взрослого. Это не означает, что дети находятся в «тепличных» условиях, но то, что взрослые и дети относятся друг к другу уважительно и деликатно, уважая личность человека.
Основным результатом обучения с точки зрения формирования личности является понимание высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни.
Взаимосвязь теории и практики и сохранение внутренней мотивации
Теория без практики превращается в ненужный багаж и быстро забывается («знаю, но не умею, поэтому не буду»). Практика без теории не даёт серьезных результатов («точно не знаю как, поэтому не получается»). Одно без другого приводит к быстрой потере мотивации.
Опыт работы по Системе Майоровой показал, что быстрое подкрепление теории практикой является крайне эффективным способом и для сохранения внутренней мотивации, интереса к учёбе и жизни, так и для прочного освоения теории и приобретения хороших навыков.
В Системе Майоровой такая работа осуществляется с помощью ежедневных Мастерских, в которых дети работают с 0-го по 11-й классы школы.
Живая система
В 2022 году Системе опережающего развития Галины Майоровой исполняется 28 лет, и развитие Системы продолжается.
На сегодняшний день система полностью реализуется:
- Для дошкольников — в Детском центре Acadia Kids и Детском саду-школе Acadia Garden
- Для школьников — в частной школе Acadia School