Система опережающего развития Галины Майоровой — Журнал Английской школы

Система опережающего развития Галины Майоровой

Галина Майорова
Занимается педагогической деятельностью более 30 лет
Система Майоровой

Галина Анатольевна Майорова ведёт практическую деятельность по обучению и развитию детей с 1994 года. Результатом этой деятельности стала Система опережающего развития Галины Майоровой, которая полностью реализуется в Acadia School.

Основным принципом Системы Майоровой является опережающее развитие — большая часть деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка, открытой Львом Семёновичем Выготским.

Система Галины Майоровой основана на принципах гуманно-личностной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили.

Структура Системы

Обучение и развитие в Системе Галины Майоровой разделено на шесть этапов, три из которых относятся к дошкольному (2–7 лет) и три — к школьному (7–18 лет) периодам.

Основной задачей дошкольного периода является формирование личности ребенка в четырёх сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Основной задачей школьного периода является формирование умения учиться и творить, которое вырабатывается в процессе глубокого освоения и творческого осмысления школьной программы.

В течение всех этапов работа по Системе строится с использованием трёх базовых принципов:

Система доказала свою эффективность. Многие ученики, которые прошли обучение и развитие по системе Галины Майоровой, помнят и ценят ту важную роль, которую сыграло опережающее развитие в их жизни. Сейчас по системе Галины Майоровой обучаются их дети.

Дошкольный период

Результаты практической деятельности по Системе Майоровой показывают, что начинать системное обучение и развитие ребёнка нужно в возрасте 2–3 лет.

Основной задачей дошкольного периода является гармоничное развитие ребёнка в четырёх сферах — физической, интеллектуальной, эмоциональной и волевой — что возможно только в условиях освоения комплексной образовательной программы, в одной школе.

I этап: 2–4 года

В период от 2 до 4 лет происходит познание собственных возможностей ребёнка и формирование взаимодействия с окружающим миром, и занятия I этапа помогают ребёнку: сначала в физической сфере (мелкая и крупная моторика), потом в интеллектуальной (простые игры), затем в эмоциональной (базовая коммуникация).

Занятия I этапа дети обычно посещают вместе с родителями.

II этап: 4–5 лет

К 5 годам у ребёнка формируется осознанная потребность к познанию окружающего мира, он готов воспринимать большое количество информации. Все сферы личности — физическая, интеллектуальная, эмоциональная и волевая — требуют информации, и ребенку нужна работа в специальной развивающей среде.

Занятия II этапа позволяют ребёнку начать познание окружающего мира с помощью взрослых.

Возраст 4–5 лет является важнейшим для формирования характера взаимодействия ребёнка с окружающим миром в течение всей жизни. Если не давать достаточное количество хорошей «пищи» четырём сферам личности, то уже с 5 лет некоторые навыки и интересы начинают угасать, причём безвозвратно. Через 1–2 года некоторые виды деятельности становятся не интересными ребёнку и может сложиться ситуация, что он пропустит их навсегда в своём развитии.

III этап: 5–7 лет

На III этапе дети переходят к самостоятельному взаимодействию с миром. Они осваивают чтение и счёт, базовые навыки для самостоятельной работы в начальной школе, и начинают познавать мир сами.

К моменту начала обучения в начальной школе дети умеют читать, писать печатными буквами, считать, решать простые логические задачи, создавать и представлять публике творческие работы.

Школьный период

Задачей школьного периода является развитие умения учиться и творить, подкрепленного прочными, осмысленными предметными знаниями.

На занятиях по Системе Майоровой предметные знания осмысляются через ежедневные практические занятия в рамках Мастерских. Это позволяет ребёнку сохранять и развивать практический интерес к получаемой информации, а также приобретать практические навыки её использования.

IV этап: 7–11 лет

Основной задачей IV этапа — начальной школы — является создание и развитие желания и умения учиться и творить, правильное выстраивание мотивации к саморазвитию, расширение кругозора.

Для оценки результатов обучения в Системе Майоровой применяются стимулирующие технологии оценки результатов, главная задача которых — не допустить подмены внутренней мотивации ребёнка («хочу знать и уметь») внешней мотивацией («хочу получить хорошую оценку»).

V этап: 11–15 лет

На V этапе — в средней школе — основное внимание уделяется получению прочных предметных знаний и отработке их на практике в формате ежедневных Мастерских.

Во второй половине V этапа в результате обширной практической деятельности начинает формироваться профессиональная ориентация ребёнка, формируются приоритеты дальнейшего образования и развития.

VI этап: 15–18 лет

Задачей VI этапа — старшей школы — является индивидуальная профильная подготовка к получению высшего образования.

Базовые принципы

Бережное отношение к личности ребёнка и взрослого

Фундаментальным принципом системы Галины Майоровой является бережное отношение к личности ребёнка и взрослого. Это не означает, что дети находятся в «тепличных» условиях, но то, что взрослые и дети относятся друг к другу уважительно и деликатно, уважая личность человека.

Основным результатом обучения с точки зрения формирования личности является понимание высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни.

Взаимосвязь теории и практики и сохранение внутренней мотивации

Теория без практики превращается в ненужный багаж и быстро забывается («знаю, но не умею, поэтому не буду»). Практика без теории не даёт серьезных результатов («точно не знаю как, поэтому не получается»). Одно без другого приводит к быстрой потере мотивации.

Опыт работы по Системе Майоровой показал, что быстрое подкрепление теории практикой является крайне эффективным способом и для сохранения внутренней мотивации, интереса к учёбе и жизни, так и для прочного освоения теории и приобретения хороших навыков.

В Системе Майоровой такая работа осуществляется с помощью ежедневных Мастерских, в которых дети работают с 0-го по 11-й классы школы.

Живая система

В 2022 году Системе опережающего развития Галины Майоровой исполняется 28 лет, и развитие Системы продолжается.

На сегодняшний день система полностью реализуется:

Читайте также в Журнале Английской школы

Почему первоклассник не говорит бегло по-английски

Почему первоклассник не говорит бегло по-английски

Когда ребенок бегло заговорит на английском? В каком возрасте — какой уровень? Как учить английский, чтобы закончить школу с уровнем выше B1?
Образование
Родителям
17 августа 2022 года
Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Ghoti = fish, или почему английская орфография такая странная

Английский язык славится своей «странной» орфографией и совершенно непредсказуемой фонетикой. В чем причина?
Культура
14 января 2022 года
Частые вопросы про ОГЭ и ЕГЭ по английскому

Частые вопросы про ОГЭ и ЕГЭ по английскому

Основатель и руководитель Английской школы Екатерина Монахова рассказывает об опыте подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому.
Ученикам
19 июня 2019 года
Поделитесь: 
Обновлено: 15 февраля 2022 года