Теория множественного интеллекта
Современная наука утверждает, что невозможно измерить интеллект человека с помощью стандартного IQ-теста. Это утверждает теория множественного интеллекта.
Теория множественного интеллекта зародилась в 1983 году и была предложена американским психологом Говардом Гарднером. Он утверждал, что существует широкий спектр когнитивных способностей, и какие-то из них в нас развиты больше, чем другие. Именно поэтому усредненный тест на IQ — далеко не показатель ума.
Всего Гарднер выделял 9 типов интеллекта и полагал, что любой тип можно развить при помощи подходящих методик и инструментов.
Типы интеллекта по Гарднеру
Вербально-лингвистический
Люди с преобладающим вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать и рассказывать истории.
Как лучше всего работать такими учениками? Предложить им прочитать текст, пересказать его, написать эссе или устроить дискуссию
Логико-математический
Такие люди любят работать с числами и легко ориентируются в причинно-следственных связях.
Ученики с преобладающим логико-математическим типом будут лучше усваивать информацию, представленную в виду диаграмм и графиков.
Визуально-пространственный
Этот тип интеллекта позволяет образно мыслить.
Такие ученики хорошо воспринимают материал визуально, с помощью изображений. Они любят создавать презентации, рисовать и строить. Все эти навыки можно легко задействовать во время занятий.
Музыкальный
Люди с хорошо развитым музыкальным интеллектом обожают петь, играть на музыкальных инструментах, отлично слышат ритм.
С такими учениками можно задействовать много аудиоматериалов, с детьми — заучивать и петь песенки, играть в пальчиковые игры.
Телесно-кинестетический
Люди, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, познают мир через ощущения и прикосновения, любят работать руками.
Танцы, а также игры, задействующие движения и жесты — все это поможет преподавателю.
Межличностный
Люди-дипломаты. С удовольствием общаются, знакомятся, отлично ведут переговоры и умеют убеждать. Любят работать в команде.
Работа в группах и парах — лучший способ обучения таких людей.
Внутриличностный
Интровертивный тип. Много анализируют и размышляют в одиночестве.
Ученики с преобладающим внутриличностным интеллектом с удовольствием напишут сочинение или возьмутся за индивидуальный проект.
Натуралистический
Такие люди очень интересуются экологией, биологией, окружающей средой, с удовольствием изучают растения и животных и заботятся о них.
Попросите учеников сделать доклад на тему защиты окружающей среды или устойчивого развития, и не прогадаете.
Философский интеллект
Его не всегда выделяют в отдельную категорию. Если у вас развит этот тип интеллекта, вы наверняка часто думаете о глобальном: в чем смысл жизни, почему Вселенная бесконечна, но при этом продолжает расширяться, и так далее.
Эссе и рассуждения «на тему» — лучшие способы обучения людей с философским интеллектом.
Как применить эти знания в школе при работе с группой?
Старайтесь всегда задействовать минимум два типа интеллекта, когда объясняете материал и задаёте домашнее задание. Ведь в группе могут быть студенты с разными типами.
Например, новые слова можно запомнить и на слух, и при помощи картинки (визуализации), и задействуя их в песенках.
Можно даже выделить дни для работы с определённым типом интеллекта.
Например: понедельник — натуралистический и философский, вторник — логико-математический и внутриличностный и так далее.
Кроме того, мозг желательно развивать всесторонне. Наверняка, читая описания видов интеллекта, вы решили, что одни из них точно не про вас, а другие вам наиболее близки. Вы и ваши ученики сделаете большой шаг вперёд, если сконцентрируетесь на развитии тех сфер жизни— типов интеллекта—которым пока уделяется меньше всего внимания.
Визуально-пространственный тип интеллекта не равно визуал
Типы интеллекта не следует путать с типами восприятия и переработки информации, когда людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.
Например, ваш ведущий тип интеллекта — вербально-лингвистический, но вы с трудом запоминаете слова, пока не увидите их напечатанными в учебнике или написанными на доске (вы визуал).