Как учителю вести себя в классе? — Журнал Английской школы

Как учителю вести себя в классе?

Екатерина Монахова
Умеет построить урок эффективно и интересно
Как учителю вести себя в классе

В 2017 году вышел в свет канадский телесериал «Энн», основанный на романе «Энн из Зелёных Крыш», написанном Люси Мод Монтгомери в 1908 году. Сериал рассказывает нам историю тринадцатилетней девочки-сироты Энн Ширли. В школу, где учится девочка и её сверстники, однажды приходит новая учительница — Мюриэл Стейси. Это молодая, искренняя, яркая девушка, которая очень отличается от молодых женщин того времени. Она призывает ребят открывать новые горизонты и даже организовывает специальный класс для тех, кто хочет поступить в Королевскую академию.

В этой статье мы поразмышляем над темой индивидуальности и имиджа преподавателя. О том, какие роли может исполнять учитель, приходя в класс и как вызвать у учеников любовь к предмету при помощи своей индивидуальности.

Про социальные роли

Когда вы заходите в класс, у учеников складывается определённое мнение о вас на основании вашего внешнего вида и поведения. Они подсознательно считывают ваш эмоциональный фон и понимают, каким образом вы будете вести себя в определённых ситуациях и при определённых условиях.

Все учителя имеют индивидуальные особенности. Между тем, есть то, что некоторым образом объединяет преподавателей и отличает эту профессию от других. Приходя в класс, преподаватель в некотором смысле становится другим человеком и ведёт себя совсем не так как при других обстоятельствах, скажем, дома или в компании друзей.

Каждому человеку приходится примерять на себя многочисленные социальные роли в зависимости от различных жизненных ситуаций. Однако для учителей тема ролевого выбора особенно актуальна. Каждый учитель перед тем, как зайти в класс, должен знать, как вести себя перед учениками.

Личность учителя

Несколько лет назад у преподавателей и учеников брали интервью. Им задали вопрос: «Какими качествами должен обладать хороший учитель?». Для многих из опрошенных был важен такой аспект как характер учителя, и они упоминали качества, связанные с ним. А некоторые ответили, что им нравятся учителя, обладающие яркой индивидуальностью, которую они не скрывают от учеников, учителя, которые не только обучают, но и являются личностями и демонстрируют это на уроках.

Хороший учитель сочетает в себе способность быть самим собой, но в то же время оставаться профессионалом, сохранять статус и «соблюдать субординацию». Это не означает, что нужно непременно соответствовать какому-то стереотипу или эталону. Каждый преподаватель должен выбрать для себя индивидуальный образ и набор качеств, которые будут демонстрироваться во время уроков. Не стоит думать, что вы таким образом обманываете своих учеников, носите различные «маски». Вы лишь работаете над своим имиджем, который имеет огромное значение для любого успешного преподавателя.

Гибкость

Одним из качеств хорошего преподавателя является гибкость: способность адекватно реагировать на различные события, которые могут произойти в классе в ходе урока. Это важно, потому что всегда есть вероятность того, что все пойдет не по плану, как бы хорошо вы не подготовились к уроку. Компетентный преподаватель должен уметь справиться с ситуацией и не потерять контроль, как над собой, так и над учебным процессом.

Хорошие учителя умеют использовать эти спонтанные и неожиданные моменты в своих интересах, а также в интересах учеников. Это особенно важно, когда речь идёт о результатах обучения: преподаватель планирует учебный процесс и ставит определённые цели, но он может внезапно обнаружить, что всё идёт совсем не по плану, и достичь цели не получается. Нужно развивать гибкость для того, чтобы выбрать наиболее эффективное решение этой проблемы: возможно, изменить цель или же выбрать иной способ её достижения. Таким образом, учитель должен уметь импровизировать, действовать быстро и решительно в любых, даже самых экстремальных условиях. Когда учитель вселяет в своих учеников уверенность, их доверие к нему существенно возрастает.

Роли

Частью искусства грамотного преподавания является способность принимать на себя несколько различных ролей в зависимости от того, к каким видам деятельности привлекаются ученики. Если, например, учитель всегда будет выступать в роли «надзирателя», стоя перед классом, диктуя, наблюдая, контролируя и находясь в центре внимания, у учеников вряд ли будет возможность взять на себя ответственность за собственное обучение и иметь свободу действий. Эта роль вполне уместна, когда нужно объяснить грамматику или же представить ученикам какую-либо информацию, но совершенно неэффективна во время занятий, на которых обучающиеся взаимодействуют друг с другом, например, работая над совместным проектом. В таких ситуациях скорее подойдёт роль «помощника», который подсказывает, подбадривает учеников, подталкивает их к достижению большего, помогает им двигаться вперёд. Периодически нам нужно давать обучающимся обратную связь, оценивать их успеваемость (объяснять ученикам их ошибки, выставлять оценки и т.д.). Порой мы выступаем в роли «справочника», консультируя учеников, снабжая их необходимой информацией.

Итак, мы видим, что в сферу деятельности преподавателя входит контроль, умение внимательно выслушать учеников, консультирование, оценка успеваемости.

Таким образом, частью работы учителя является способность легко и непринуждённо исполнять все вышеперечисленные роли в различных ситуациях, относясь к каждой из них с равной долей ответственности и энтузиазма. Такой подход позволит вам сделать различные этапы и аспекты обучения наиболее эффективными, извлечь наибольшую пользу и достичь наилучших результатов.

Читайте также в Журнале Английской школы

Население Великобритании. Англосаксы — кто это?

Население Великобритании. Англосаксы — кто это?

Кто такие англосаксы в историческом и в современном понимании? Почему так называют выходцев с Британских островов?
Культура
12 сентября 2022 года
Где находится

Где находится "Тридесятое царство"?

Оказывается, ножки у избушки вовсе не «курьи», а «курные». Что это? «Ошибка перевода»? Разберемся в нашей статье.
Культура
30 января 2020 года
С какого возраста начинать изучение иностранного языка?

С какого возраста начинать изучение иностранного языка?

До года мозг ребёнка «настраивается на волну» языка окружение. Действительно ли раннее обучение — самое эффективное?
Родителям
10 февраля 2021 года
Поделитесь: 
Обновлено: 28 января 2023 года