11 признаков высокого интеллекта — Журнал Английской школы

11 признаков высокого интеллекта

Екатерина Монахова
Считает, что каждому есть чему поучиться у людей с высоким IQ

Тесты на определение уровня интеллекта — IQ — проводят и в компаниях, и в школах по всему миру. Этот показатель напрямую связан с обучаемостью и успешностью в карьере.

Но, помимо теста, как ещё можно понять, что перед вами высокоинтеллектуальный человек? Вот несколько характеристик, которые часто встречаются у людей с высоким IQ.

1. Построение фраз

Когда эрудированный человек делает заявление, вряд ли оно будет категоричным. Например, вместо «Я закончу работу завтра вечером», вы услышите «Скорее всего, я закончу работу завтра вечером».

Такая формулировка как бы «защищает» говорящего от негативных последствий несвоевременного завершения проекта; люди с более низким уровнем интеллекта, дающие обещания о завершении работы вовремя, мало думают о будущем и не защищаются от потенциального ущерба их репутации, если они нарушат сроки.

2. Активное слушание

В ходе разговора интеллект часто выражается в активном слушании, а не в обмене информацией. 

Высокоинтеллектуальный человек стремится собрать как можно больше данных, чтобы лучше понимать позицию своего собеседника, а в дальнейшем и самому предложить более последовательные аргументы. Усвоив содержание разговора, такой человек, скорее всего, будет говорить только тогда, когда от него это ожидается или когда он может предложить что-то конкретное.

3. «Серый кардинал»

Этот интеллектуальный архетип связан со склонностью человека с высоким IQ больше слушать, чем активно действовать. Когда такие люди хотят повлиять на общество, они зачастую делают это при помощи «подставных лиц», таких как, например, общеизвестные политики. Это еще один способ снижения риска.

Вместо того, чтобы представлять свои (возможно, противоречивые) аргументы напрямую, они берут на себя роль «серого кардинала», загадочной и влиятельной фигуры за кулисами, неизвестной широкой общественности.

Таким образом, такие люди могут управлять событиями, не принимая на себя ответственность и избегая опасности. Люди могут взять на себя роль «серого кардинала» не только в политике, но и в небольших организациях и даже в семьях. 

4. Признанная компетентность

Почти в каждой организации найдется по крайней мере один человек, на которого будут рассчитывать больше, чем на всех остальных.

Это закон Парето в действии. Вы когда-нибудь слышали про него? Иногда его ещё называют принципом 80/20. Это эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, которое в наиболее общем виде формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».

Всегда будут сотрудники более компетентные, чем другие, благодаря опыту или таланту. Когда коллега признан очень компетентным, это может послужить признаком IQ явно выше среднего.

5. Эффективность

Многие талантливые люди на протяжении истории считались современниками «ленивыми». Однако интеллект позволяет эффективно планировать и организовывать деятельность. Упор на эффективность позволяет достигать целей таким образом, чтобы не тратить зря время и ресурсы.

Подобный подход заметен и в стиле общения человека с высоким уровнем интеллекта: светские разговоры или разговоры на «поверхностные» темы избегаются. Вместо этого такой человек попробует сконцентрироваться в разговоре на информации, которую он или она пытается извлечь, либо перейдёт на более «концептуальные» и общие темы. 

6. Беспорядок

Удивительно, но порой беспорядок тесно связан с эффективностью. В то время как большинству людей уборка и приведение в порядок своей комнаты кажется важной задачей, высокоинтеллектуальный человек может рассматривать это как утомительную и ненужную «напряженную работу», которая уводит от напряженного размышления о более важных вещах. Члены семьи могут выражать опасения или даже отвращение к такому жизненному укладу.

Порой такое «витание в облаках» сказывается и на личной гигиене и ограничивает социальные перспективы.

7. Смирение

Сократ однажды сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». Это не только краеугольный камень смирения, но и характеристика мудрых людей. Разумный человек всегда будет стремиться получить второе мнение или подтверждение своих собственных соображений. Этот инстинкт «перепроверки» необходим, чтобы прийти к максимально точным выводам. 

8. Антиутопия

Прирожденные скептики, высокоинтеллектуальные люди склонны к прагматизму и опасаются рассуждений о «дивном новом мире». Это вовсе не означает, что они не могут представить себе альтернативные варианты будущего, которые они предпочли бы лично, однако если им предъявят аргумент, что то или иное решение — самое лучшее, они однозначно спросят: «лучшее для кого?».

Такие люди понимают, что субъективное мнение полностью отделено от объективной истины, а доступная им информация никогда не бывает полной. Люди же с более скромными способностями и уровнем квалификации зачастую не так скромны, и имеют более высокое мнение о себе, считая свои представления истиной в последней инстанции. Этот феномен известен как эффект Даннинга-Крюгера.

9. Взгляд на две тысячи ярдов

У разных людей по-разному устроен процесс обработки внешней информации, которая поступает ежесекундно. У людей с более низким IQ большая часть информации — зрительные образы, звуки, речь и сенсорные данные — отфильтрованы от активного анализа сознательного разума. Для таких людей, если необработанные внешние данные не соответствуют устоявшимся «ментальным моделям» или способам мышления о мире, эти данные как бы перестают существовать и быстро отбрасываются.

Однако у более высокоинтеллектуальных люди ментальные модели подвижнее: необработанная информация анализируется активнее, а обдумывание — это постоянный процесс. Иногда он выражается в напряженном или нейтральном взгляде, похожем на тот, который можно увидеть у бывших солдат с посттравматическим стрессовым расстройством. А «за кулисами» происходит усиленная обработка информации.

10. Периферийность

Нельзя отрицать, что высокоинтеллектуальные люди в меньшинстве, они часто находятся на периферии социальных групп не только из-за разницы в способах общения, что может сбивать с толку других людей, но также из-за их внутренней потребности в новой информации. Часто им требуется уединение, чтобы «переварить» поток данных, с которым они ежедневно сталкиваются.

Им также может казаться, что время, проведенное в социальных группах, не расширяет их базу знаний, а сценарии, включающие субъективность и чувства — даже положительные — могут быть утомительными и контрпродуктивными.

Во время группового проекта в университете можно заметить, что более способные студенты нейтрально наблюдают за происходящим, готовые либо лениво подчиниться идеям группы, либо вмешаться в беседу с особенно проницательными мыслями.

11. Отложенное удовольствие

Вы слышали про «Зефирный эксперимент»? Это серия исследований отложенного  удовольствия, проведённая в 1960–1970-х годах. В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода, во время которого экспериментатор покидал комнату. В качестве вознаграждения использовался зефир, печенье или сухарик.

В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их тестам SAT, уровню образования, индексу массы тела и другим показателям качества жизни.

Здесь можно возразить, что связь IQ и способности ждать для получения увеличенной награды не совсем очевидна, однако исключать ее явно не стоит.

Читайте также в Журнале Английской школы

Зачем нужно учить английский

Зачем нужно учить английский

Изучение английского языка востребовано по всему миру, среди людей разных возрастов, но у каждого своя причина для изучения.
Учителям
Родителям
20 декабря 2022 года
Общение со студентами

Общение со студентами

Зачем учителя используют мимику и жесты на уроках английского? Как ученикам со слабым английским понять преподавателя?
Учителям
Родителям
15 января 2023 года
Что такое билингвизм?

Что такое билингвизм?

Билингвизм — это владение и попеременное пользование одним и тем же лицом или этническим коллективом двумя различными языками в различных жизненных ситуациях — иначе говоря, двуязычие.
Родителям
Культура
20 января 2021 года
Поделитесь: 
Обновлено: 25 января 2022 года