Значение мотивации в учебе
При должной мотивации все возможно.
Корес Бота (персонаж фильма «Небоскреб»)
И хотя действия фильма были далеки от изучения английского языка, эти слова очень полезны и в нашей сфере. Успех в любом деле на 90% зависит от желания человека достичь его. Если ученик не хочет изучать язык и не понимает, для чего ему это нужно, вряд ли ему дастся учеба. Перед нами — учителями — стоит нелегкая и очень ответственная задача — дать нашим ученикам эту самую мотивацию к обучению и в процессе не дать ей угаснуть. Звучит нелегко, не так ли? В этой статье мы разберемся, как же это сделать.
Что может выступать в роли мотивации
Самые разные факторы могут вызвать желание учиться. Возможно, учащимся нравится выбранный ими предмет, а может быть, им просто интересно попробовать что-то новое. Или же им просто любопытно все, включая учебу, как например в случае с маленькими детьми.
Стимулировать к учебе также может и определенная цель: ученики хотят освоить музыкальный инструмент, чтобы играть в оркестре, выучить английский, чтобы смотреть американское телевидение или понимать руководства, написанные на английском языке, изучать йогу, чтобы стать более подтянутыми и расслабленными, или посетить кулинарные курсы, чтобы лучше готовить и удивить домочадцев.
Это желание достичь какой-то цели является основой мотивации, и, если человек действительно этого хочет, он начинает действовать, например, записывается на курсы по английскому языку.
Виды мотивации
Такого рода мотивация — которая появляется за пределами класса и может зависеть от чего угодно — часто упоминается как внешняя мотивация (extrinsic motivation). Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) — это вид мотивации, возникающей прямо в классе; это могут быть методы учителя, виды деятельности, в которых принимают участие студенты или их восприятие своего успеха или неудачи.
Получить мотивацию извне довольно легко — сами вспомните, как много раз, пытаясь заснуть в кровати посреди ночи, мы размышляли о том, что нужно что-то менять, и представляли, как завтра же начнем новую жизнь — встанем пораньше, приготовим вкусный и полезный завтрак, придем на работу или учебу или сделаем домашку вовремя, начнем экономить деньги, заниматься спортом и правильно питаться. Поддерживать же эту мотивацию порой может быть намного тяжелее. Будильник на утро после такого мозгового штурма звучит особенно неприятно, и вот мы, снова проспав и опаздывая, жуем бутерброд на ходу, параллельно вызывая дорогое такси. Что касается студентов, изучаемый предмет может наскучить или оказаться более сложным, чем предполагалось, что может привести к полному нежеланию продолжать.
Какова роль учителя в классе
Одна из главных целей учителя — помочь студентам сохранить мотивацию. Мы можем сделать это несколькими способами.
Эффективным может быть приглашение учеников участвовать в мероприятиях. Если они действительно интересуют их, это поможет сохранить интерес к предмету. Нам также нужно выбрать соответствующий уровень сложности, чтобы все не было чересчур трудно, чтобы у учеников не опускались руки, но и не слишком легко, чтобы они заскучали. Нам нужно показывать правильные качества, соответствующие учителю, чтобы студенты могли быть уверены в наших способностях и профессионализме. Нам также нужно интересоваться тем, как студенты относятся к нам и предмету. Учащиеся должны чувствовать, что учитель действительно заботится о них; если они чувствуют, что их поддерживают и ценят, у них гораздо больше шансов быть мотивированными учиться. А если есть мотивация, то обучение без сомнения станет эффективным. Для повышения интереса учеников также будет полезно придумывать что-то новое и необычное для своих занятий. Всем уже давно наскучило писать эссе по шаблонам, пересказывать тексты на одни и те же темы или выбирать правильные ответы в тесте по аудированию. Попробуйте включить в учебную программу отрывки из мультиков, фильмов, сериалов или телешоу, задать ученикам перевести их любимую англоязычную песню или обучать их в форме игры. Неординарные подходы к обучению всегда привлекают студентов больше, чем приевшаяся зубрежка учебников.
Еще один из способов помочь студентам поддерживать свою мотивацию — предоставить им, насколько это возможно, свободу действий, чтобы студенты могли взять на себя некоторую ответственность за занятия и были активной частью класса. Это подразумевает, что у них должна быть возможность принимать решения, например, какой деятельностью заниматься во время урока, какой фильм посмотреть или на какую тему учить лексику и читать текст. Если учащиеся чувствуют, что они имеют какое-то влияние на происходящее, а не всегда только следуют четким указаниям, они более мотивированы активно участвовать в занятии.
Но как бы много мы ни делали для развития и поддержания мотивации студентов, мы не можем заставить студентов любить и хотеть изучать язык, мы можем лишь поощрять их и предлагать нашу поддержку. Настоящая мотивация исходит изнутри каждого человека, от самих студентов. Лучше всего ученики изучают предмет, когда точно знают, зачем они это делают.