Кто такой компетентный учитель
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику.
Лев Николаевич Толстой
В 1859 году Лев Николаевич открыл Яснополянскую школу, и это стало важнейшим событием в жизни русского народа. Теперь у крестьянских детишек появилась возможность бесплатно получить образование. Может показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам: педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде. А для того, чтобы реализовывать все эти задачи, преподавателям нужно было тщательно готовиться к занятиям и к тому же обладать богатыми знаниями, чтобы делиться ими со своими учениками, принося неоценимую пользу отечеству, спасая, тонущих в болоте безграмотности будущих «Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых».
В этой статье мы разберёмся, какими знаниями и компетенциями должен обладать хороший преподаватель и поговорим о том, какие средства помогут сделать учебный процесс эффективным и увлекательным. Поехали!
О грамотности
Помимо умения поддерживать хорошие отношения с учениками и владения педагогическими навыками, учителям необходимо много знать о своём предмете, в частности об английском языке. Нужно знать, какое оборудование имеется в школе и как им пользоваться, какие учебные материалы имеются в доступе. Также грамотный преподаватель должен делать все возможное, чтобы быть в курсе новейших разработок, подходов и методов преподавания, пользуясь различными онлайн-ресурсами, а также посещая, если возможно, курсы повышения квалификации и семинары для преподавателей.
Языковой строй
Преподаватель, обучающий языкам, должен знать, как функционирует тот или иной язык. Сюда входит ряд компетенций:
- Владение грамматической и лексической системами: преподаватель должен знать, как слова меняют форму в зависимости от своей грамматической функции и как они группируются во фразы.
- Несомненно, необходимо знание фонетических особенностей языка, таких как звуки, ударение и интонация.
- Учитель непременно должен обладать способностью объяснить простые грамматические единицы и правила, уточнить особенности и сферу их применения.
- Грамотный преподаватель чувствует разницу между разговорным языком, на котором люди общаются в непринуждённой манере, находясь в близком окружении, и формальным языком, применение которого требуется в более строгой, формальной обстановке.
- От преподавателя ожидается умение продемонстрировать правильное произношение и помочь ученикам выработать его, т.е. научить произносить слова, верно артикулируя звуки и применяя соответствующую интонацию.
Ученики часто задают вопросы. У них могут возникнуть сомнения, касающиеся различных языковых явлений. Иногда ответы на вопросы учеников лежат на поверхности, и объяснить что-либо не составляет никакого труда. Но бывает и такое, что вопрос оказывается чрезмерно трудным и может сбить с толку даже самого опытного и компетентного преподавателя.
В некоторых случаях вопросы оказываются и вовсе не актуальными и не вполне соответствуют теме урока. В таких ситуациях можно сказать что-то в таком вроде: «Это очень интересный вопрос. Я думаю, что ответ — X, но я проверю информацию, чтобы более точно убедиться в его правильности, и завтра дам вам более полный ответ» или «Это очень интересный вопрос. Я не хочу отвечать на него прямо сейчас, потому что в данный момент нас интересует иная тема. Но вы можете найти ответ на него самостоятельно, если обратитесь к этой книге. Мы обязательно вернёмся к этому вопросу завтра». Однако имейте в виду, что такой ответ может являться уместным только в том случае, если вы сдержите своё обещание и предоставите обещанную информацию на следующем же уроке. Это продемонстрирует вашу компетентность, будет свидетельствовать о ваших знаниях и умении пользоваться справочными материалами. В противном случае — если вы забудете найти нужную информацию и никогда больше не упомянете этот вопрос, ученики со временем начнут думать, что вы недостаточно знаете язык или же что вам попросту всё равно.
Материалы и ресурсы
Когда ученики задают сложные вопросы, хорошие учителя знают, где найти ответы на них. Однако это довольно сложная задача в современном мире, где огромное количество учебных и справочных пособий, выпускаемых каждый год, веб-сайтов и различных Интернет-ресурсов может показаться просто ошеломляющим.
Естественно учитель не робот и не может знать всё — это и не требуется. Вам достаточно знать хотя бы одно хорошее справочное пособие соответствующего уровня. Также можно просто направить учеников в библиотеку или на веб-сайт, где они смогут найти всю интересующую их информацию.
Ваши ученики будут чувствовать себя гораздо увереннее, если будут видеть, что вы предварительно ознакомились с материалами, необходимыми для проведения занятия и распланировали ход урока до деталей. Ведь это является проявлением ответственного и профессионального подхода к обучению.
Учебное оборудование
В последние десятилетия появилось огромное количество различных типов классного оборудования: магнитофоны, лингафонные кабинеты, видеомагнитофоны, проекторы, компьютеры, интерактивные доски. А когда-то давным-давно в распоряжении преподавателей были только ручки, доска и мел.
На сегодняшний день обучающиеся имеют больше возможностей получить от учебного процесса и удовольствие, и пользу, чем когда-либо раньше:
- Во-первых, подкасты дают ученикам удивительную возможность совершенствовать навыки аудирования.
- Можно вести свой собственный блог (интернет-дневник) и размещать его на просторах сети.
- Есть возможность записывать компакт-диски со своей речью, материалами, использованными на занятиях и забрать их домой по окончании курса, что очень удобно.
- Обучающиеся могут осуществлять поиск информации, имея в своём распоряжении широкий спектр языковых и информационных ресурсов. Это удивительно, ведь раньше никто и представить не мог, что такое возможно!
Некоторые учителя обращаются с новейшими образовательными технологиями более уверенно, чем другие. Так будет всегда — невозможно знать всё и мастерски разбираться во всём. Вы можете выбрать для работы несколько наиболее удобных видов оборудования и овладеть навыками их использования. И всё же не стоит уделять оборудованию слишком много внимания и энергии: ведь оно лишь является одним из средств достижения главной цели — получение знаний. А основами хорошего преподавания во все времена были и останутся взаимопонимание и профессионализм.
Необходимость оставаться «в тренде»
Хороший учитель должен постоянно быть в курсе новых методов преподавания. В этом вам помогут различные журналы для учителей, электронные ресурсы. Ещё одна неплохая мысль — посещать семинары и конференции, которые проводятся коллегами-преподавателями. Они подробно опишут нововведения в преподавании и расскажут о наиболее эффективных методах, ссылаясь на собственный опыт и достигнутые успехи.
Необходимо иметь в виду, что в мире нет ничего постоянного, всё меняется и, следовательно, необходимо поддерживать свои знания в актуальном состоянии. Конечно, обилие информации и быстрые темпы изменений могут порой сбивать с толку и даже пугать. Но не стоит забывать, что прогресс необходим, ведь без прогресса нет развития.