Кто такой компетентный учитель — Журнал Английской школы

Кто такой компетентный учитель

Екатерина Монахова
На уроках уделяет большое вниманию аудированию
Какими знаниями и компетенциями должен обладать преподаватель

Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику.

Лев Николаевич Толстой

В 1859 году Лев Николаевич открыл Яснополянскую школу, и это стало важнейшим событием в жизни русского народа. Теперь у крестьянских детишек появилась возможность бесплатно получить образование. Может показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам: педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде. А для того, чтобы реализовывать все эти задачи, преподавателям нужно было тщательно готовиться к занятиям и к тому же обладать богатыми знаниями, чтобы делиться ими со своими учениками, принося неоценимую пользу отечеству, спасая, тонущих в болоте безграмотности будущих «Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых».

В этой статье мы разберёмся, какими знаниями и компетенциями должен обладать хороший преподаватель и поговорим о том, какие средства помогут сделать учебный процесс эффективным и увлекательным. Поехали!

О грамотности

Помимо умения поддерживать хорошие отношения с учениками и владения педагогическими навыками, учителям необходимо много знать о своём предмете, в частности об английском языке. Нужно знать, какое оборудование имеется в школе и как им пользоваться, какие учебные материалы имеются в доступе. Также грамотный преподаватель должен делать все возможное, чтобы быть в курсе новейших разработок, подходов и методов преподавания, пользуясь различными онлайн-ресурсами, а также посещая, если возможно, курсы повышения квалификации и семинары для преподавателей.

Языковой строй

Преподаватель, обучающий языкам, должен знать, как функционирует тот или иной язык. Сюда входит ряд компетенций:

Ученики часто задают вопросы. У них могут возникнуть сомнения, касающиеся различных языковых явлений. Иногда ответы на вопросы учеников лежат на поверхности, и объяснить что-либо не составляет никакого труда. Но бывает и такое, что вопрос оказывается чрезмерно трудным и может сбить с толку даже самого опытного и компетентного преподавателя.

В некоторых случаях вопросы оказываются и вовсе не актуальными и не вполне соответствуют теме урока. В таких ситуациях можно сказать что-то в таком вроде: «Это очень интересный вопрос. Я думаю, что ответ — X, но я проверю информацию, чтобы более точно убедиться в его правильности, и завтра дам вам более полный ответ» или «Это очень интересный вопрос. Я не хочу отвечать на него прямо сейчас, потому что в данный момент нас интересует иная тема. Но вы можете найти ответ на него самостоятельно, если обратитесь к этой книге. Мы обязательно вернёмся к этому вопросу завтра». Однако имейте в виду, что такой ответ может являться уместным только в том случае, если вы сдержите своё обещание и предоставите обещанную информацию на следующем же уроке. Это продемонстрирует вашу компетентность, будет свидетельствовать о ваших знаниях и умении пользоваться справочными материалами. В противном случае — если вы забудете найти нужную информацию и никогда больше не упомянете этот вопрос, ученики со временем начнут думать, что вы недостаточно знаете язык или же что вам попросту всё равно.

Материалы и ресурсы

Когда ученики задают сложные вопросы, хорошие учителя знают, где найти ответы на них. Однако это довольно сложная задача в современном мире, где огромное количество учебных и справочных пособий, выпускаемых каждый год, веб-сайтов и различных Интернет-ресурсов может показаться просто ошеломляющим.

Естественно учитель не робот и не может знать всё — это и не требуется. Вам достаточно знать хотя бы одно хорошее справочное пособие соответствующего уровня. Также можно просто направить учеников в библиотеку или на веб-сайт, где они смогут найти всю интересующую их информацию.

Ваши ученики будут чувствовать себя гораздо увереннее, если будут видеть, что вы предварительно ознакомились с материалами, необходимыми для проведения занятия и распланировали ход урока до деталей. Ведь это является проявлением ответственного и профессионального подхода к обучению.

Учебное оборудование

В последние десятилетия появилось огромное количество различных типов классного оборудования: магнитофоны, лингафонные кабинеты, видеомагнитофоны, проекторы, компьютеры, интерактивные доски. А когда-то давным-давно в распоряжении преподавателей были только ручки, доска и мел.

На сегодняшний день обучающиеся имеют больше возможностей получить от учебного процесса и удовольствие, и пользу, чем когда-либо раньше:

Некоторые учителя обращаются с новейшими образовательными технологиями более уверенно, чем другие. Так будет всегда — невозможно знать всё и мастерски разбираться во всём. Вы можете выбрать для работы несколько наиболее удобных видов оборудования и овладеть навыками их использования. И всё же не стоит уделять оборудованию слишком много внимания и энергии: ведь оно лишь является одним из средств достижения главной цели — получение знаний. А основами хорошего преподавания во все времена были и останутся взаимопонимание и профессионализм.

Необходимость оставаться «в тренде»

Хороший учитель должен постоянно быть в курсе новых методов преподавания. В этом вам помогут различные журналы для учителей, электронные ресурсы. Ещё одна неплохая мысль —  посещать семинары и конференции, которые проводятся коллегами-преподавателями. Они подробно опишут нововведения в преподавании и расскажут о наиболее эффективных методах, ссылаясь на собственный опыт и достигнутые успехи.

Необходимо иметь в виду, что в мире нет ничего постоянного, всё меняется и, следовательно, необходимо поддерживать свои знания в актуальном состоянии. Конечно, обилие информации и быстрые темпы изменений могут порой сбивать с толку и даже пугать. Но не стоит забывать, что прогресс необходим, ведь без прогресса нет развития.

Читайте также в Журнале Английской школы

Про детский язык

Про детский язык

Отличаются ли первые звуки, слоги и слова британских и американских детей от звуков, которые издают наши дети?
Культура
17 ноября 2021 года
Различия между учениками. Часть 2

Различия между учениками. Часть 2

Продолжение статьи о различиях между учениками. Может ли стиль обучения повлиять на учебный бэкграунд студента?
Учителям
Родителям
7 января
Зачем нужны двойные ударения в английском

Зачем нужны двойные ударения в английском

Что такое двойные ударения? Когда их используют носители языка, и как самостоятельно определить, где нужно делать акцент в сложном слове?
Культура
7 декабря 2022 года
Поделитесь: 
Обновлено: 27 января