Как говорить с детьми о войне — Журнал Английской школы

Как говорить с детьми о войне

Ирина Тимошенко
Психолог Английской школы
Школьный урок в ленинградском бомбоубежище в 1942 году
Школьный урок в ленинградском бомбоубежище в 1942 году

Детям можно и нужно говорить о войне.

Во-первых, дети должны узнавать историю своей страны.

Во-вторых, они должны попробовать сопережить боль и утрату тех лет для того, чтобы не повторить этих ошибок в будущем, чтобы перенести это сопереживание на настоящее — не разжигать конфликты, искать компромиссы, не нарушать личные границы других людей. Важно показать детям, что одни поступки могут привести к войне, а другие нет.

Если каждый человек будет уважать других людей, считаться с мнением окружающих, то многих конфликтов удастся избежать. Поэтому важно учиться мириться, дружить, не лезть в драки, не правда ли?

Детям можно начинать говорить о войне, начиная с трёх лет. Важно то, как вы об этом будете говорить, какие слова подберёте. Маленькие дети ориентируются на эмоциональную окраску того, что мы говорим.

Если мы будем говорить о войне с ожесточением, злостью, это может напугать ребенка. О войне с детьми нужно говорить спокойно, рассказывая какие поступки людей привели к войне, о том, как людям надо было защищаться, о мужестве, отваге, героизме. Делать акцент не о том, как одни убивали других, а на том, как одни люди помогали друг другу.

Например, в блокадном Ленинграде одна девушка — слабая и хрупкая, невысокого роста — ходила каждый день на радио и читала свои стихи, говорила: «Не бойся, все будет хорошо». Речь про Ольгу Берггольц.

Конечно, детям нельзя рассказывать страшные подробности войны, показывать жестокие фото и видео. Это может напугать и травмировать ребенка. Нельзя рассказывать о геноциде и концлагерях. Для маленьких детей это будет очень тяжело и сложно. Ведь даже взрослые люди не всегда могут об этом говорить.

А вот рассказывать о том, что все люди разные, надо. Но различия между людьми — это не повод для травли. Важно судить человека по его поступкам, а не по цвету кожи и разрезу глаз. Всё это надо прививать детям с ранних лет, чтобы ребенок вырос гибким и толерантным.

Читайте также в Журнале Английской школы

Какой уровень владения языком нужен учителю?

Какой уровень владения языком нужен учителю?

Уровень владения языком учителем имеет решающее значение, потому что высокий уровень позволяет учителю эффективно работать по методике.
Учителям
16 декабря 2020 года
Система опережающего развития Галины Майоровой

Система опережающего развития Галины Майоровой

Основным принципом системы является опережающее развитие, открытое Выготским. Система широко использует наработки Шалмы Амонашвили.
Родителям
3 июля 2019 года
Как учителю вести себя в классе?

Как учителю вести себя в классе?

В сферу деятельности преподавателя входит контроль, умение внимательно выслушать учеников, консультирование, оценка успеваемости.
Образование
Учителям
18 января 2023 года
Поделитесь: 
Обновлено: 25 января 2022 года