Как политкорректность и глобализация меняют мир
Слышали ли вы когда-нибудь о детективном романе Агаты Кристи И никого не стало (And Then There Were None)? Или может быть о Их было десять (Ten Little Indians)? Скорее всего, вам всё же больше знакомо название Десять негритят. Всё это — названия одной и той же книги. Оригинальное британское название неоднократно меняли из-за политкорректности.
Впервые роман был опубликован 6 ноября 1939 года под названием Ten Little Niggers (Десять негритят). Американское издание под заголовком And Then There Were None (И никого не стало) вышло в январе 1940 года. Это — последняя строчка детской считалки, которая легла в основу сюжета. Все последующие американские издания выходили под этим названием, за исключением книг в мягкой обложке, изданных в период между 1964 и 1986 годами.
Слово на букву «N» считается неполиткорректным в американской культуре, именно поэтому первое издание романа, а также фильм 1945 вышли под названием И никого не стало, а все отсылки к этому слову были цензурированы.
Роман Агаты Кристи — далеко не единственное произведение, претерпевшее изменения в связи с политической обстановкой, глобализацией и появлением новых трендов.
Например, тексты романов о Гарри Поттере издавались в неизменном виде в течение десяти лет, однако позже появилась значительная разница между британским и американским изданиями книг издательств Bloomsbury и Scholastic соответственно. Scholastic внесли изменения, чтобы произведение было максимально понятно американскому читателю.
Скорее всего, одно из самых неизвестных таких изменений касается названия первой книги: британский заголовок Harry Potter and the Philosopher’s Stone поменяли на Harry Potter and the Sorcerer’s Stone (Гарри Поттер и философский камень). Роулинг сопротивлялась этим модификациям, но их все-таки внесли. Ниже приведем несколько слов из оригинального произведения и слова, занявшие их место в американских изданиях.
Сравните:
UK — US — RUS
car park — parking lot — парковка
the baker’s opposite — the bakery — пекарня
lot — bunch — множество
sherbet lemon — lemon drop — лимонные дольки
motorbike — motorcycle — мотоцикл
dustbin — trashcan — мусорный бак
cooker — stove — плита
sellotape — scotch tape — липкая лента
mummy — mommy — мамочка
ice lolly — ice pop — фруктовый лед
Все это — хорошие примеры неоднозначной локализации и изменений в языке.
Имеем ли мы право трансформировать произведения искусства?
Не потеряется ли от этого смысл, посыл произведений и замысел автора? Может быть, таким образом мы только оказываем сами себе медвежью услугу? Ведь теперь не нужно вникать в тонкие смыслы и культурный контекст, а произведение переходит в разряд популярного искусства, доступного для понимания основной массой людей, и будто бы расстается со своей аутентичностью.
А как считаете вы?