Взаимопонимание между учителем и учениками — Журнал Английской школы

Взаимопонимание между учителем и учениками

Ани Хачатрян
Имеет большой опыт преподавания
Взаимопонимание между учителем и учениками

Хороший учитель — это не просто образованный человек, который хорошо знает свой предмет. Это человек, обладающий такими качествами, как душевная теплота, самоотдача, чуткость. Он должен не только следовать учебной программе, но также быть немного психологом, поддерживая теплые взаимоотношения с учениками, помогая им раскрыть свой потенциал и возможно даже способствуя их личностному росту.

В этой статье мы поговорим о том, как установить и научиться поддерживать хорошие взаимоотношения с учениками, ведь приятная, позитивная атмосфера на уроках является залогом успеха и продуктивности.

Мотивация учащихся зачастую зависит от характера их взаимоотношений с преподавателем. Как правило, они должны строиться на взаимном уважении. Такие взаимоотношения выстраиваются по мере того, как ученики формируют определённое представление о своём преподавателе, начинают видеть его профессионализм. Естественно, это не произойдёт в одночасье: для этого потребуется определенное время. Время, чтобы узнать друг друга и установить доверие.

Имена

Известный американский психолог Дейл Карнеги считал, что называть человека по имени невероятно важно: «Собственное имя для любого человека — это самое приятное сочетание звуков». Это действительно так. Хороший учитель должен знать имена своих учеников. Ведь любой ученик, да и просто человек,  хочет, чтобы к нему обращались по имени, а не указывали на него пальцем, например. И это вполне естественное желание.

Однако это может стать чрезвычайно сложной задачей для преподавателей, которые обучают по восемь, девять групп в неделю. Как тут запомнишь всех? Но не стоит отчаиваться: учителя давно разработали ряд стратегий, которые помогают легко запоминать имена учащихся. Вот один из таких методов: можно попросить учеников (хотя бы первое время) ставить на стол именные таблички или прикреплять именные бейджики к одежде. Можно составить план рассадки обучающихся и попросить их сидеть на одних и тех же местах, до тех пор, пока вы не выучите их имена. Однако это может вызвать некоторые трудности: некоторые ученики — особенно это касается младших школьников — могут специально пересаживаться не на свои места, чтобы сбить вас с толку и подшутить над вами. Многие учителя делают в своей записной книжке заметки, касающиеся особенностей отдельных учеников.

Однако если вы хотите, чтобы на ваших уроках царили взаимопонимание и теплая атмосфера, необходимо не только знать имена учащихся — нужно еще и знать кое-что о них лично. Ученики любого возраста будут рады тому, что их учитель кое-что запомнил об их увлечениях, к примеру, или имеет некоторое представление о том, какими личностными качествами они обладают.

Не существует универсального, простого способа, который позволил бы вам запомнить имена всех ваших учеников без малейших усилий. Однако помните, что это не просто важно, а чрезвычайно важно, если вы хотите найти общий язык со своими учениками. Поэтому, выберете себе наиболее удобный, «рабочий» способ, который идеально подойдёт именно вам.

Умение слушать

Ученики любят учителей, которые умеют их выслушать. Важно, чтобы у учащихся была возможность лично поговорить со своим учителем, когда возникают какие-то проблемы, в частности — проблемы с его предметом. Несмотря на то, что у преподавателей мало свободного времени, ввиду большого количества обязанностей, нужно всё же стараться находить время на своих учеников, на то, чтобы выслушать их и, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку.

Не менее важно внимательно слушать своих учеников на уроках. Покажите им, что вам интересно слушать их ответы. Обязательно интересуйтесь, как у них идут дела, какие упражнения и техники даются им сложно или не приносят результатов. Если вы просто будете продолжать рассказывать одно и то же изо дня в день, не задумываясь, приносит это пользу или нет, то из этого ничего не выйдет, и вряд ли у вас получится сформировать доверительные и уважительные отношения с учащимися.

Уважение

Хорошие преподаватели должны уметь исправлять учеников, не обижая их. Исправление учеников — это дело деликатное. Если вы будете исправлять их слишком часто и строго, то вы рискуете лишить их мотивации, отбить у них всякое желание заниматься. В то же время, если их постоянно хвалить, то они вскоре не будут способны сделать что-либо без вашего одобрения и будут постоянно в нём нуждаться. Однако проблема здесь опять же заключается в том, что все ученики разные. Некоторые рады, когда их исправляют, и сами просят об этом, другие же больше нуждаются в поддержке, а не критике. Во время устных ответов некоторые учащиеся предпочитают, чтобы их исправляли непосредственно в тот момент, когда они ошибаются, в то время как другие предпочитают, чтобы их поправляли после того, как они закончат ответ. В любом случае, вам следует поправлять учеников таким образом, чтобы не оскорбить и не унизить их, чтобы они понимали, что вы уважительно относитесь к ним. Ни в коем случае не стоит прибегать к насмешкам или сарказму и также не стоит всем своим видом показывать, что вы разочарованы в их способностях и недовольны ими.

Уважительное отношение также необходимо сохранять, когда вы сталкиваетесь с нарушителями дисциплины. Не стоит резко критиковать учащихся за неподобающее поведение, демонстрируя крайнее неодобрение: это ни к чему не приведёт. Не нужно переходить на личности: помните, что вы должны критиковать определенную модель поведения, а не лично ученика и недостатки его характера.

Хороший преподаватель всегда ищет в учениках позитивные стороны и концентрируется на них. А если возникают проблемы с дисциплиной, он умеет урегулировать их профессионально, без грубости и оскорблений.

Относитесь ко всем одинаково

У большинства преподавателей есть «любимчики», к которым они относятся чуть лучше, чем ко всем остальным. Например, преподавателям нравятся активные, ответственные, послушные ученики, которые всегда без лишних слов и капризов выполняют домашние задания и тянут руку на уроках. В результате зачастую менее активные учащиеся не получают должного внимания и одобрения со стороны преподавателей. Ведь все люди совершенно разные: кто-то от природы более скромный, а кто-то просто чувствует себя подавленным и неуверенным на фоне своих очень активных товарищей. Помните: хороший преподаватель должен уделять внимание каждому ученику и спрашивать в равной мере как активных, так и безынициативных учащихся. К тому же, если вы будете уделять некоторым ученикам больше внимания, чем другим, это может впоследствии усложнить вам работу, поскольку они со временем начнут ожидать от вас особого снисходительного отношения.

Одинаковое отношение ко всем ученикам не только помогает поддерживать с ними хорошие отношения, но и является проявлением профессионализма.

Читайте также в Журнале Английской школы

В чем разница между IELTS, TOEFL и Кембриджскими экзаменами

В чем разница между IELTS, TOEFL и Кембриджскими экзаменами

Как подтвердить свой уровень владения английским? Чем отличаются IELTS, TOEFL и Кембриджские экзамены, и для каких целей подходят?
Образование
Ученикам
Родителям
31 августа 2022 года
Как приготовить Boxty

Как приготовить Boxty

Boxty — это картофельные оладьи по-ирландски. Отличный и быстрый вариант для завтрака или любого семейного перекуса.
Культура
31 октября 2020 года
С какого возраста детям лучше всего начинать изучать английский язык?

С какого возраста детям лучше всего начинать изучать английский язык?

В статье мы рассмотрим различные аспекты и преимущества начала изучения английского языка в разные возрастные периоды.
14 декабря 2023 года
Поделитесь: 
Обновлено: 29 января 2023 года