Подходы к обучению: Student-centered vs Teacher‑centered Learning — Журнал Английской школы

Подходы к обучению: Student-centered vs Teacher‑centered Learning

OKADIA Team
Поможет учиться эффективно
Подходы к обучению: Student-centered vs Teacher-centered Learning

Китайские школьники проводят за учебниками по 10 часов в день, а финские могут заниматься на уроке своими делами, если предмет им не интересен. Американцы сами составляют программу своего обучения, а дети в России изучают утвержденный государством список предметов. Аргентинцы часто учатся на двух языках, а испанские школьники корпят над уроками флейты. Многообразие подходов и систем обучения есть и на занятиях английского языка.

В статье о 9 популярных методах изучения английского мы говорили о том, что волшебной таблетки не существует, и для того, чтобы добиться результата, например, сдать ЕГЭ, один из международных экзаменов или перейти на следующий уровень CEFR, потрудиться все равно придется. Однако, повысить эффективность процесса в наших силах.

В этой статье мы рассмотрим два подхода к обучению английскому — ориентированный на учителя и на ученика. Разобрав плюсы и минусы каждого и оценив свои индивидуальные особенности, вы поймете, какой метод обучения вам ближе.

Обучение, ориентированное на учителя (Teacher-centered Learning)

Представьте стандартную лекцию в университете. В аудитории сидит, скажем, 200 человек, а на трибуне стоит профессор. Он монотонно в течение часа вещает о своем предмете. Студенты же слушают и конспектируют. Вопросы разрешаются лишь в конце лекции и только по пройденной теме, а не для стимуляции дискуссии.

Есть и более мягкие версии этого подхода, при которых студенту отводится чуть большая роль. Но суть обучения, ориентированного на учителя, одна — он находится в центре. Весь фокус внимания направлен только на преподавателя. Его задача — донести материал, а задача ученика — выслушать.

Особенности подхода

Минусы этого подхода видны невооруженным взглядом. Это, в первую очередь, отсутствие коммуникации, потеря фокуса внимания учеников и скука.

Тем не менее, у этого метода есть и плюсы, не зря он повсеместно используется и в средних, и в высших учебных заведениях. Главный плюс — развитие у студентов самостоятельности. Они вольны вести или не вести подробные конспекты, им приходится самим искать ответы на возникшие вопросы. В конце концов, усвоение материала и сдача финального экзамена становятся полностью их ответственностью.

Личностно-ориентированное обучение (Student-centered Learning)

Обучение, ориентированное на ученика — это скорее не лекция, а практическое занятие или мастер-класс. Здесь роли поделены поровну, и фокус внимания направлен как на учителя, так и на студентов в равной степени.

В личностно-ориентированном обучении стимулируется коммуникация, дискуссии, групповая работа. Вопросы от студентов и классная активность поощряются.

Особенности подхода

Главный плюс личностно-ориентированного подхода — коммуникация. Причем не только с учителем, но и с одноклассниками. Студенты учатся работать в команде, совместно решать проблемы, задавать вопросы, просить помощи. Мотивация в таких группах обычно сильная, так как общее дело заряжает и сближает.

Личностно-ориентированный подход в последнее время становится все более и более популярным. Однако, преподавателям работать по современной методике гораздо сложнее. Нужно не просто учитывать разный характер и скорость обучения студентов, но и сохранять в классе спокойный рабочий настрой, ведь активные дискуссии, шум и вопросы со всех сторон могут стать препятствием для усвоения материала.

Заключение

В этой статье мы разобрали разницу между подходами к обучению, ориентированными на учителя и на ученика. Методов изучения английского множество, и чтобы заниматься эффективно важно подобрать тот, который подходит лично вам.

Читайте также в Журнале Английской школы

Занятия с носителем языка. Это обязательно или желательно?

Занятия с носителем языка. Это обязательно или желательно?

Не всегда занятия с носителем языка — это панацея. Они наиболее эффективны у самых маленьких детей и у учеников с уровнем не ниже B2.
Ученикам
Родителям
18 декабря 2020 года
Белуга, или ложные друзья переводчика

Белуга, или ложные друзья переводчика

Ложных друзей переводчика нужно знать в лицо, потому что они могут привести к абсолютно неверному толкованию текста и его переводу.
Культура
21 июля 2021 года
Система опережающего развития Галины Майоровой

Система опережающего развития Галины Майоровой

Основным принципом системы является опережающее развитие, открытое Выготским. Система широко использует наработки Шалмы Амонашвили.
Родителям
3 июля 2019 года
Поделитесь: 
Обновлено: 16 ноября 2022 года