Подходы к обучению: Student-centered vs Teacher‑centered Learning
Китайские школьники проводят за учебниками по 10 часов в день, а финские могут заниматься на уроке своими делами, если предмет им не интересен. Американцы сами составляют программу своего обучения, а дети в России изучают утвержденный государством список предметов. Аргентинцы часто учатся на двух языках, а испанские школьники корпят над уроками флейты. Многообразие подходов и систем обучения есть и на занятиях английского языка.
В статье о 9 популярных методах изучения английского мы говорили о том, что волшебной таблетки не существует, и для того, чтобы добиться результата, например, сдать ЕГЭ, один из международных экзаменов или перейти на следующий уровень CEFR, потрудиться все равно придется. Однако, повысить эффективность процесса в наших силах.
В этой статье мы рассмотрим два подхода к обучению английскому — ориентированный на учителя и на ученика. Разобрав плюсы и минусы каждого и оценив свои индивидуальные особенности, вы поймете, какой метод обучения вам ближе.
Обучение, ориентированное на учителя (Teacher-centered Learning)
Представьте стандартную лекцию в университете. В аудитории сидит, скажем, 200 человек, а на трибуне стоит профессор. Он монотонно в течение часа вещает о своем предмете. Студенты же слушают и конспектируют. Вопросы разрешаются лишь в конце лекции и только по пройденной теме, а не для стимуляции дискуссии.
Есть и более мягкие версии этого подхода, при которых студенту отводится чуть большая роль. Но суть обучения, ориентированного на учителя, одна — он находится в центре. Весь фокус внимания направлен только на преподавателя. Его задача — донести материал, а задача ученика — выслушать.
Особенности подхода
Минусы этого подхода видны невооруженным взглядом. Это, в первую очередь, отсутствие коммуникации, потеря фокуса внимания учеников и скука.
Тем не менее, у этого метода есть и плюсы, не зря он повсеместно используется и в средних, и в высших учебных заведениях. Главный плюс — развитие у студентов самостоятельности. Они вольны вести или не вести подробные конспекты, им приходится самим искать ответы на возникшие вопросы. В конце концов, усвоение материала и сдача финального экзамена становятся полностью их ответственностью.
Личностно-ориентированное обучение (Student-centered Learning)
Обучение, ориентированное на ученика — это скорее не лекция, а практическое занятие или мастер-класс. Здесь роли поделены поровну, и фокус внимания направлен как на учителя, так и на студентов в равной степени.
В личностно-ориентированном обучении стимулируется коммуникация, дискуссии, групповая работа. Вопросы от студентов и классная активность поощряются.
Особенности подхода
Главный плюс личностно-ориентированного подхода — коммуникация. Причем не только с учителем, но и с одноклассниками. Студенты учатся работать в команде, совместно решать проблемы, задавать вопросы, просить помощи. Мотивация в таких группах обычно сильная, так как общее дело заряжает и сближает.
Личностно-ориентированный подход в последнее время становится все более и более популярным. Однако, преподавателям работать по современной методике гораздо сложнее. Нужно не просто учитывать разный характер и скорость обучения студентов, но и сохранять в классе спокойный рабочий настрой, ведь активные дискуссии, шум и вопросы со всех сторон могут стать препятствием для усвоения материала.
Заключение
В этой статье мы разобрали разницу между подходами к обучению, ориентированными на учителя и на ученика. Методов изучения английского множество, и чтобы заниматься эффективно важно подобрать тот, который подходит лично вам.