Различия между учениками. Часть 1 — Журнал Английской школы

Различия между учениками. Часть 1

Ярослава Старцева
Подходит к обучению каждого ученика индивидуально
Различия между учащимися часть 1

Сложно найти человека, который не читал и не смотрел «Гарри Поттера». Все мы помним эту историю в основном по волшебным заклинаниям, впечатляющим битвам, захватывающему Квиддичу и оживающим фотографиям. Но давайте посмотрим на нее под другим углом! Где происходила большая часть действий? Конечно же, в школе. В Хогвартсе магии учились тысячи самых разных студентов, и перед преподавателями школы чародейства и волшебства стояла точно такая же задача, как и перед учителями английского – найти подход к каждому. Это непросто, ведь все ученики не похожи друг на друга. К мягким и неуверенным в себе ученикам, таким, как Невилл Долгопупс, нужен осторожный и заботливый подход, с этим хорошо справлялся профессор Люпин или директор школы Альбус Дамблдор, сложным и характерным студентам вроде Драко Малфоя нужен был строгий и порой даже пугающий преподаватель, такой как Северус Снейп, а студентам, то и дело нарушающим правила, например главной троице истории, не обойтись было без ежовых руковиц профессора МакГонагалл.

Конечно, найти подход к каждому — очень нелегкая задача, даже ровесники, выросшие в одинаковых условиях, могут кардинально отличаться друг от друга, что уж говорить, когда дело приходится иметь с разными возрастами, уровнями языка и имеющимся опытом. Мы всегда стремимся воспринимать людей как равных, и хотя это очень полезный навык в построении дружеских или рабочих отношений, в рамках работы учителя с учениками это, увы, так не работает. В этой статье мы познакомимся с некоторыми из различий между учениками и рассмотрим методы обучения, подходящие для разных случаев.

Возраст

Принято разделять учеников на три возрастные группы: дети (от 2 до 14), подростки (от 12 до 17) и взрослые. Такое разделение не стоит воспринимать как строгое правило, ведь даже люди одного возраста могут сильно отличаться друг от друга по многим критериям, поэтому следующие рекомендации относительны.

Дети

Мы знаем, что детям тяжело сосредоточиться на чем-то одном, ведь они познают так много всего одновременно. Объяснения учителя играют важную роль в понимании материала детьми. Чем младше ученик, тем более подробным должно быть объяснение. Мы также знаем, что учеба даётся детям лучше, когда они получают внимание и одобрение от учителя. Дети обычно хорошо обучаются в ходе той деятельности, которую им легко понять в силу своего жизненного опыта. Но зачастую ребёнку сложно сосредоточиться на одном задании.

Маленьким детям характерно с удивительной легкостью учиться новому языку, если его достаточно понятно преподносят. Однако, с такой же лёгкостью они и забывают языки. Эта способность к овладению языком неуклонно снижается по мере того, как они приближаются к подростковому возрасту. Подробнее об обучении детей можно узнать в статье «Как учить детей английскому языку».

Подростки

Одно из самых больших различий между подростками и маленькими детьми заключается в том, что у первых по мере взросления развивается способность к абстрактному мышлению. Другими словами, у них развивается интеллект, и они могут говорить о более абстрактных идеях, которые маленьким детям трудно понять. Многие подростки готовы осваивать более сложную программу. Они, как правило, обладают большой способностью к обучению, огромным потенциалом для творческого мышления и страстной приверженностью делу, если оно действительно их интересует. Подростковый возраст связан с осознанием идентичности и потребностью в самоуважении. Часто это является результатом положения учащихся в группе сверстников, а не следствием одобрения учителя.

Взрослые

Учащиеся старшего возраста часто имеют более широкий спектр жизненного опыта, на который можно опереться при обучении. Они часто более дисциплинированны, чем подростки, и прикладывают все усилия к задаче обучения, даже когда это кажется довольно скучным. У них часто есть четкое понимание своих целей, за счёт чего они более мотивированны.

С другой стороны, взрослые учащиеся приходят с уже имеющимся опытом обучения, который может препятствовать их прогрессу. Они могут нервничать, если их предыдущий опыт был негативным, не верить в свой успех, если у них уже случались неудачи, а также у них может быть своё представление о том, каким должен быть учитель, и это нужно брать во внимание.

Так как между учащимися разных возрастов существуют огромные различия, методы преподавания для каждой группы также будут отличаться. Так, детей младшего возраста можно обучать в форме игры. С группой подростков стоит помнить о важности места ученика в группе сверстников и проявлять особую осторожность при общении с ними. Самым сложным для учителя в случае тинейджеров становится задача не потерять контроль над классом, когда у учеников возникает неприязнь к предмету, друг другу или учителю или когда их личные проблемы мешают сосредоточиться на учебе.

Однако не только подростки могут создавать проблемы. И дети, и взрослые тоже могут быть сложными учениками. Например, все могут отвлекаться от урока на разговоры или выражать недовольство сказанным учителем или одноклассниками. Все, вне зависимости от возраста, также могут опоздать на урок или не выполнить домашнее задание. В любом случае, учителям необходимо работать над предотвращением проблемного поведения и своей реакцией на него.

Уровни

Преподаватели английского языка обычно классифицируют знания учеников как начальный (A), средний (B) и продвинутый уровень (C). Можно сказать, что начинающие — это студенты, которые совсем не знают английского языка, средний уровень предполагает базовые знания, а продвинутые ученики — это те, кто могут свободно общаться на иностранном языке.  Однако, это очень грубая классификация.

Например, есть большое различие между новичками, которые никогда не сталкивались с английским, и ложными новичками, которые хотя и не могут использовать английский, все же имеют неплохие теоретические знания.

Следующие диаграмма и список, на которых показаны различные уровни языка и способности студентов в письме для каждого из них, помогут лучше разобраться в вопросе.

Уровни по шкале CEFR
Уровни по шкале CEFR

Но, конечно, стоит помнить, что у разных организаций могут быть свои стандарты, а также что способности разных студентов на любом уровне могут отличаться.

Обучение людей каждого уровня имеет свои особенности. Так, учебный процесс с новичками легко организовать, однако, некоторые взрослые новички неожиданно для себя понимают, что изучение языка — это очень сложно, и забрасывают эту идею. 

Если же дела идут хорошо, обучение новичков может быть очень воодушевляющим, потому что прогресс всегда очень заметен.

На среднем же уровне он менее очевиден, потому что такие ученики уже успели достичь некоторых успехов.  Часто может казаться, что их навыки стоят на месте. Мы называем это эффектом плато, и учителю приходится прилагать немалые усилия, чтобы показать ученикам, что их ждет еще много неизведанного.

Продвинутые студенты уже имеют существенные знания. Возникновение эффекта плато становится еще более вероятным, и чтобы показать ученикам их прогресс, учителям нужно прикладывать еще больше усилий. Например, мы можем обратить больше внимания на их стиль и восприятие, научить студентов уместности (использование правильного языка в правильной ситуации) или коннотации (имеют ли слова негативный или положительный оттенок).

Многие подходы могут использоваться на разных уровнях, но некоторые не так универсальны.

Например, мы не можем устроить новичкам дискуссии на абстрактные темы или заставить их писать сложные эссе. Для продвинутых студентов будет неуместно повторять слова хором или изучать построение предложения в Past Simple.

Уровень владения языком также влияет на поведение учителя. На начальном уровне нам необходимо поставить речь, поэтому мы можем слегка утрировать фонетику и эмоциональность своего голоса и использовать жесты. На более же продвинутых уровнях это покажется студентам странным.

На всех уровнях учителям необходимо выяснить, что уже знают учащиеся, прежде чем решать, на чем сосредоточиться в процессе обучения. Только так мы можем понять, уместен ли наш план или его стоит изменить, так как знания студентов на деле лучше, чем мы ожидали.

В следующей части статьи мы рассмотрим разные стили преподавания и особенности в зависимости от бэкграунда студента.

Читайте также в Журнале Английской школы

Изучение культуры других стран

Изучение культуры других стран

Когда мы начинаем изучать иностранный язык, мы обязательно делаем это в контексте культуры страны или стран изучаемого языка. Почему?
Культура
7 января 2021 года
Функции в языке

Функции в языке

Очень важно при изучении иностранного языка знать, какую функцию выполняют фразы в языке, что принято использовать в конкретной ситуации.
Образование
Ученикам
30 января 2023 года
Johnson vs Smith — самые распространенные английские фамилии и их аналоги в русском

Johnson vs Smith — самые распространенные английские фамилии и их аналоги в русском

Откуда произошли английские фамилии, и что они означают? Если ли у английских фамилий аналоги в русском языке?
Культура
24 ноября 2022 года
Поделитесь: 
Обновлено: 1 февраля 2023 года